"Деловой Петербург". Грусть–тоска

Автор фото: Maксим Змеев

Предприниматель Андрей Рябых - о молодежном бизнесе и депрессивном настроении начинающих предпринимателей.

Если посмотреть на то, что происходит сегодня с молодежным предпринимательством, можно выделить ряд весьма негативных тенденций. Во–первых, в глаза бросается депрессивное настроение среди молодых бизнесменов: энтузиазм от осознания, что я — предприниматель и у меня свое дело, который был 3 – 5 лет назад, резко пошел на убыль.
Я связываю это с рядом причин. Во–первых, молодые люди разобрались, что быть предпринимателем вовсе не означает, что богатство свалится на следующий день. Сообразили, что предпринимательство — это не забег на 100 м, а долгий и изнурительный марафон. Во–вторых, поняли, что с точки зрения личной доходности и энергозатратности выгоднее пойти в наемные сотрудники или уйти в чиновничество. Государство всячески заботится о своих кадрах: регулярно повышает и индексирует ЗП, улучшает социальные условия работы и создает прочие приятности. Для предпринимателей таких поблажек не делают.
Конечно, если сравнивать нынешнюю ситуацию и ситуацию 15 лет назад, то налицо положительные сдвиги в бизнес–сфере, но этого все равно недостаточно. Возьмем, к примеру, наших соседей — финских коллег. Поражает простота открытия бизнеса в Финляндии, его прозрачность и огромные дотации со стороны государства. Все это не идет в никакое сравнение с российскими жесткими бизнес–реалиями. Еще один негативный момент предпринимательства в России — это полное отсутствие культуры ведения бизнеса и нежелание ее формировать со стороны успешных бизнесменов. Надо понимать, что людей, занимающихся предпринимательством, надо учить. И это должны делать успешные бизнесмены.
Конечно, существуют Кравцов и Тиньков с их книгами о построении бизнесов. Написананными правдиво и открыто. Но, к сожалению, такие примеры единичны! Вот и получается, что начинающим приходится учиться на своих ошибках либо попадаться на удочку людей, которые никогда не занимались бизнесом, но учат теории, завернутой в романтизированную красивую упаковку. Как следствие, человек совершает ошибки, разочаровывается и уходит в наемники. А должно быть так: человек решил заняться бизнесом, послал запрос в госучреждение, ему выдали патент — и все, пошел организовывать свое дело. Никаких дополнительный преград.
Причину такой ситуации с российским бизнесом я вижу в том, что само государство не делает ставку на сектор малого предпринимательства. Зачем? Ведь основной доход в государственную казну не от этого. Мы же не Финляндия, в которой нет огромных территорий, лесов, золота, газа и прочих природных радостей.
Но не надо жаловаться бесконечно. Не делает государство ставку на бизнесменов — и не надо. Хочешь делать бизнес — иди и делай! В принципе, за 1 – 3 года можно развернуть свое дело, чтобы всегда хватало на хлеб с маслом и икрой.