"Деловой Петербург". Сергей Яхнюк: "Производители должны доверять государству"

Автор фото: Свистунова Валентина

Вице–губернатор Ленобласти по агропромышленному комплексу Сергей Яхнюк рассказал о проблемах и задачах сельхозпроизводителей в условиях работы в ВТО, поделился сложностями в работе с федеральными органами власти и помечтал об идеальной господдержке.

Сергей Васильевич, как складывается ситуация в сельском хозяйстве последние несколько лет и как на нем отразилось вступление в ВТО?

— Агропромышленный комплекс Ленобласти работает стабильно и ежегодно наращивает объемы. Объем валовой продукции сельского хозяйства растет на 4 – 5% каждый год. Этот год был своеобразным, что связано с ростом цен на основное сырье — зерно, корма. По нашим прогнозам, по итогам 2013 года рост немного замедлился — до 2 – 3%. Продуктивность производства молока, яйца, привесы свинины, птицы у нас такие же, как и в Европе, так что повышать их семимильными шагами уже невозможно. Только шаг за шагом, находя тонкости в производстве, — вот этим сейчас занимаются наши специалисты.
Вступление в ВТО привело к более жестким условиям конкуренции. Производители надеялись на государственное регулирование этих процессов, поэтому долгое время не поднимали цены на свою продукцию, в результате чего провисла часть оборотных средств, накопились долги по комбикорму. В итоге повышение цен на молоко, яйцо, овощи произошло, и население это сразу почувствовало.
С другой стороны, цена на продукцию должна соответствовать рынку, а не искусственно сдерживаться. Так что повышение цен положительно отразилось на финансовом состоянии предприятий.
Нельзя сказать, что мы почувствовали положительную сторону вступления в ВТО. Снижения таможенных пошлин на технику и запчасти, по большому счету, не произошло, только на рынок стало приходить больше продукции, ужесточилась конкуренция. Хотя регулирующие меры со стороны Россельхознадзора, Роспотребнадзора приостановили ввоз еще большего количества продукции извне — из Прибалтики, Белоруссии, Новой Зеландии.

Объем инвестиций в сельское хозяйство вырос или упал в последнее время?

— Вырос. За последние 5 лет было инвестировано 42 млрд рублей, а в 2013 году при условии подтверждения кредитов — 30 млрд рублей. Интерес к отрасли всегда был небольшим, но он есть, даже если надо вкладывать заемные средства.

Что делать с большими долгами производителей перед комбикормовыми заводами?

— Только их покрывать. Лучше работать, повышать цену на продукцию, увеличивать объемы производства — другого пути не дано. Но и государство должно понимать, что без его участия отрасль не будет работать. Надо зафиксировать в ближайшие 2 – 3 года цены на зерно, например. Если будет снижение стоимости зерна и корма подешевеют, значит, производители смогут за счет дохода закрывать долги. Но если мы и дальше будем отправлять зерно на экспорт, то цены на него будут расти. Останется только опять просить поддержки из государственного бюджета, как это было в прошлом году. Будем надеяться, что и в этом году ее удастся получить. Но этот процесс должен быть оперативным, государство должно быстро реагировать на ситуацию.

Как запрет на ввоз продукции из ряда стран отразился на перерабатывающем производстве?

— Переработчики ощутили недостаток сырья. Когда его было достаточно, они могли перебирать и на диалог с производителем особо не шли. Были задолженности за поставленную продукцию — оплата происходила через месяц. Сегодня такой ситуации нет, вся продукция, закупленная у производителя, оплачивается в течение максимум 4 – 5 дней, а в некоторых ситуациях даже предоплату готовы давать. Нехватка сырья влияет на осознание того, что переработчики и производители должны создавать долгосрочные взаимоотношения, чтобы стабильно работать. Востребованность сырья всегда будет при таком мегаполисе, как Петербург.

Как изменилась ситуация с ценой на молочное сырье?

— Сейчас она довольно высокая — более 20 рублей при себестоимости производства на уровне 16 – 17 рублей. Но это произошло буквально в последние несколько месяцев, до это ситуация была патовая, себестоимость и закупочная цена были примерно равны. Если не государственная поддержка, то производство терпело бы убытки. Но рентабельность даже с учетом всех субсидий с 13 – 15% снизилась до 4%. А при рентабельности 4% расширение производства, модернизация почти невозможны.
Сегодня уже многие предприятия сделали определенные шаги к перевооружению, получили кредитные ресурсы, переоборудовали заводы и производства, но требуются еще средства. Проблемы все–таки услышали на государственном уровне.
Премьер–министр Дмитрий Медведев проводил совещание в Воронеже, где было принято решение о том, чтобы субсидировать кредиты в молочном животноводстве на 15 лет , а субсидирование процентной ставки из федерального бюджета составит не 80 , а 100%. Но уповать на федеральный бюджет, объективно говоря, нельзя. Так что регионы тоже будут придумывать способы поддер-жки на местах.

Но банки неохотно дают кредиты, потому что брать в залог коров никто не хочет.

— Это так, ликвидность этих активов банкам неинтересна. Привлекательным для кредитования может быть предприятие, которое находится в радиусе 50 – 60 км от города, а когда оно расположено за 100 км от города, то интереса нет.

В Минсельхозе говорят, что регион обеспечен собственным молоком всего на 60%. Почему так мало?

— По области эта цифра составляет почти 90%. Видимо, считается средняя цифра с Петербургом, где наши производители могут обеспечить только 40% потребности. В лучшие 1990–е годы Ленобласть производила почти вдвое больше, чем сейчас, — 1 млн т молока в год, обеспечивая около 50% нужд города. Если бы мы производили сейчас в 1,5 раза больше, то у нас были бы проблемы с реализацией. Дело в том, что транснациональные компании: "Danone-Юнимилк", PepsiCo — имеют заводы не только здесь, но и в центральной России, им сегодня выгоднее привезти оттуда сырое молоко по более низкой цене, чем брать здесь по более высокой.

Недавно Контрольно–счетная палата предложила отказаться от субсидирования рентабельных производств. Что вы об этом думаете?

— Первые несколько лет мы сэкономим, но затем придется вложить в разы больше. Когда мы достигнем такой покупательской способности населения, чтобы оно имело возможность приобретать продукцию по ценам, которые выгодны производителю, тогда и придет время отказаться от господдержки.

Сколько в области рентабельных и банкротящихся производств?

— В основном крупные предприятия рентабельны, это более 80% предприятий. Есть и такие, которые находятся на грани банкротства. Причины разные: непрофессиональный подход, отсутствие активной позиции, неподготовленность к управлению. Конкретные примеры рентабельных предприятий — "Роскар", "Синявинская", "Северная", "Ударник". "Приморская" — тяжело, но работают. А не работают, например, птицефабрика "Невская". Русско–Высоцкая птицефабрика могла бы работать, если бы собственники не решали какие–то другие проблемы. Я надеюсь, что для нее найдется инвестор.
Сегодня задача Ленобласти — найти хороших управленцев для ряда предприятий. Без профессионалов невозможно дальнейшее развитие. Например, Министерство обороны передало области два хозяйства — "Киришский" и "Ленинградец". Для "Киришского" мы будем искать инвестора через процедуру конкурсного отбора. А в "Ленинградце" реанимировать производство уже не удастся, мы просто передадим землю тем, кто сегодня ею пользуется, — это предприятие "Пригородный".

Как вы относитесь к тому, что такое большое количество земель сельхозназначения на границе с городом выкупаются вместо того, чтобы разрабатываться?

— Я негативно к этому отношусь. Развитие должно быть, но не в таких объемах на сегодняшний день. Нужно более разумно подходить к развитию территории, но пока это все идет скачкообразно.

В какой стадии находится создание земельного банка для предприятий?

— Пока в стадии формирования. Идея хорошая, но надо ей плотно заниматься. Это не наши полномочия, они относятся к комитету по управлению имуществом. Если сегодня банк будет создан и будет возможность более эффективно перераспределить земли в аренду или продать по льготной цене, это поможет производителям.

Что сейчас происходит в рыбоперерабатывающей отрасли, есть ли новые проекты?

— Сегодня есть более 40 проектов, но увеличение объемов производства не происходит быстро. Обычно в течение года приходят три–четыре интересанта, которые хотят развивать это направление. Они определяют водную акваторию, проходят оформление, аукцион на участок… Когда закон об аквакультуре будет окончательно разработан, в отрасли будет работать значительно легче. В принципе и сейчас предприятия постепенно увеличивают объемы, но у них свои сложности — удорожание кормов, проблемы с кредитованием. В этой отрасли нет как такового залогового фонда, нет оптового звена по реализации продукции.

Что лично вы ожидаете от работы с Минсельхозом?

— Чтобы нас чаще слышали. Понимания в части выполнения обязательств перед производителями. Производители должны получать более оперативный ответ на возникающие проблемы, а сейчас они вынуждены долго ждать, не понимая, что происходит.
Пусть хотя бы скажут: нет средств, дальше вы плывете сами, как можете. Тогда хотя бы будет понятно, как работать и почему повышаются цены. Обязательства государства по регулированию отрасли должны быть не на 1 – 2 года, а минимум на 5 лет. По этому принципу работают все европейские страны.
Кроме того, я считаю, что должна быть программа поддержки экологии в сельском хозяйстве, без этого невозможно производить качественную продукцию. Например, в Европе на 20 лет фиксируется тариф при производстве собственной электроэнергии при использовании биогазовой установки. Предприятие может еще и зарабатывать на этом. В итоге производитель знает, что окупит биогазовую установку. У нас нет возможности производить электроэнергию, мы ее только покупаем. Так что необходимо зафиксировать тарифы.

Как вы в идеале видите, как должно развиваться сельское хозяйство?

— Любая сфера бизнеса, и сельское хозяйство в том числе, должна быть рентабельной. Если рентабельности нет, то и интереса к производству нет. Почему в последние годы интерес к молочному животноводству пропал? Потому что там низкая доходность. Те, кто купил различные хозяйства, должны в них много вкладывать, а для этого нужны значительные ресурсы.
Часто новые собственники далеки от земли. Живут, например, в Москве и считают, что просто купят предприятие и оно само по себе будет работать и приносить доход. Все не так просто, любым процессом нужно управлять. В сельском хозяйстве должны быть понятные правила игры, хороший уровень господдержки. Не должно быть шараханий от одного направления к другому.
Производители должны знать, что завтра и послезавтра вот на этот уровень господдержки — большой или маленький — они точно могут претендовать. Тогда возможно просчитать рентабельность или нерентабельность и понятно, имеет ли смысл вкладываться. Доверие должно быть к государству в части развития сельского хозяйства.
 
 

Биография

Сергей Яхнюк

> Родился в 1962 году на Украине.
> Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности "агрономия".
> С 1989 по 1992 год — директор совхоза "Краснозерный", с 1999 года — директор ЗАО "Первомайское"; в 1997 году стал депутатом парламента Ленобласти.
> С 1999 года — глава администрации Приозерского района.
> В 2007 году стал вице–губернатором по АПК правительства Ленобласти.