"Деловой Петербург". Дноуглубители больше не в ответе

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Кронштадт. Виды Города. На снимке: Морской завод.

Бенефициарам компании "Севзапморгидрострой" не придется платить по долгам обанкротившейся экс–"дочки" треста — ЗАО "Балтийский технический флот". Управляющий ЗАО Денис Лебедь намерен обжаловать это решение.

Арбитражный суд СПб и ЛО отказал конкурсному управляющему ЗАО "Балттехфлот" Денису Лебедю в привлечении к субсидиарной ответственности ее бенефициаров. ЗАО "Балттехфлот", входившее в ОАО "Трест "Севзапморгидрострой" (более 51%, по данным СПАРК, контролируют президент Юрий Фомин и его сын Андрей), до недавнего времени было крупным игроком рынка дноуглубительных работ. Компания имела в собственности 18 специализированных судов, а также арендовала у КУГИ до 2048 г. базу для этого флота — 1,2 га в Большой Турухтанной гавани.
В 2009 – 2010 гг. "Балттехфлот" провел масштабный ремонт своей флотилии. Работы ремонтникам при этом были оплачены лишь частично, остались долги на общую сумму около 150 млн рублей. Получив 6 апреля 2010 г. первый иск от подрядчика, "Балттехфлот" в течение 3 месяцев продал все свои суда ООО "СУ Гидрострой" и ему же переуступил право аренды участка. Причем общая сумма всех сделок не превысила 6 млн рублей. Подрядчики в 2010 – 2011 гг. взыскали деньги в суде и подали на банкротство "Балттехфлота". Назначенный ими конкурсный управляющий Денис Лебедь в 2013 г. попытался оспорить сделки по выводу активов, но проиграл: к тому моменту "СУ Гидрострой" уже ликвидировалось, перепродав в 2012 г. активы ООО "ПК" (тогда также принадлежало на 100% Андрею Фомину). Буквально в декабре 2013 г. последнюю точку в этом споре поставила кассационная инстанция арбитража.
Тогда управляющий ходатайствовал о привлечении десятерых акционеров (включая президента треста Юрия Фомина) и гендиректора "Балттехфлота" Виктора Мельника к субсидиарной ответственности по долгам банкрота, которые в общей сложности составили 211 млн рублей.
Однако суд выяснил, что акционеры–физлица владеют лишь 2,4% от общего количества акций ЗАО "Балттехфлот" (в том числе Юрий Фомин — 2,3%). Еще 11% принадлежало ЗАО "Ленгидрострой" (100% акций у Андрея Фомина, ныне ликвидировано), а остальные 87,6% — у ООО "Севзапморгидрострой". В связи с этим суд счел, что контролирующим должника лицом являлось именно последнее ООО, которое на момент судебного разбирательства было ликвидировано. При этом единственным владельцем ООО "Севзапморгидрострой", по данным СПАРК, на момент сделки была некая Ирина Соколова, не имеющая видимых связей с владельцами одноименного треста. Примечательно, что ликвидатором ООО в 2013 г. выступил Андрей Фомин, однако это обстоятельство суд изучать не стал.
"Ни трест, ни его совладельцы не контролировали "Балттехфлот" в момент совершения сделок, — утверждает адвокат ОАО "Трест Севзапморгидрострой" Андрей Агапов. — Просто в акционерах была компания с похожим до степени смешения названием, вот кредиторы и усмотрели в этом связь с нами".
Юрист настаивает, что сумма сделок по отчуждению флота и участка вполне рыночная. "Аренда предполагает не только права, но и обязанности — по обслуживанию, выплате арендной платы и т. д., — рассуждает он. — А извлечь из него прибыль у стороннего инвестора едва ли выйдет: там мелководная пристань, пригодная лишь для технических судов. Яхту там не пришвартуешь". Что касается флота, то, по уверениям юриста, суда годились лишь на металлолом.
"Разумеется, мы пойдем обжаловать отказ суда в первой инстанции, — прокомментировал ситуацию конкурсный управляющий "Балттехфлота" Денис Лебедь. — Правда, та сторона уже ходатайствовала о взыскании с меня лично судебных расходов — теперь такова судебная практика, — так что я обратился к кредиторам с предложением брать больше инициативы в свои руки".