"Деловой Петербург". Закон новый, опасения старые

Автор фото: Яндолин Роман
Заседание Союза Предпринимателей Санкт-Петербурга. На фото - Елена Церетели

Глава Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе Елена Церетели - о своем опыте участия в госзаказе.

Мой личный опыт участия в госзаказе был разным — от полного удовлетворения до полного разочарования. На протяжении ряда лет я участвовала в госзаказе на грант на подготовку цикла телепрограмм о малом бизнесе на местных телеканалах. Однако через 3 года руководство телеканала, на котором размещалась передача, оценив ситуацию, решило само принять участие в конкурсе и, естественно, выиграло, опустив цену на 50%.
Замечу, новый закон о госзаказе, заработавший с нового года, демонстрацию таких фокусов существенно усложнит. Участник закупки, предложивший цену на 25% ниже начальной, будет обязан представить обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование — это гарантийное письмо от производителя, документы, подтверждающие наличие товара, и расчеты, подтверждающие возможность осуществить поставку по предлагаемой цене. Это не единственный плюс нового закона. Например, в сфере госзаказа, которую, кстати, всегда называли одной из самых коррумпированных, появился институт общественного контроля. Следить за госзакупками сможет любой гражданин или объединение.
Отдельный раздел закона посвящен участию в госзаказе малого бизнеса и НКО. Им предоставят гарантии, как чисто экономические, так и административные. Например, размер обеспечения заявки не сможет превышать 2% от начальной цены контракта, если участник торгов — малая компания или НКО.
Среди второй группы гарантий — установление квот для малого бизнеса: заказчики будут обязаны закупать у малых фирм не менее 15% (вместо прежних 10 –20% по прежнему закону) годового объема закупок. Но уже сегодня в новом законе видны и слабые места. Это отсутствие ответственности заказчика за несоблюдение квоты 15%, установление максимальной цены контракта 20 млн рублей для малого бизнеса. И главный минус — сохранение схемы размещения заказов через третьих лиц, которая сегодня особенно заметна в строительстве. То есть заказ отдают монополисту, а тот распределяет его между соисполнителями и субподрядчиками.
Закон оговаривает, что заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к контракту "малых" субподрядчиков. Опять же количество товаров, объем работ и услуг, к оказанию которых привлекались такие субподрядчики, включаются в 15% квоты. Таким образом, и заказы попадут в "нужные" руки, и статистика по малому бизнесу окажется в порядке. И все же, несмотря на минусы, новый закон имеет все шансы стать важнейшим инструментом финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. И теперь все будет зависеть от того, как он будет исполняться. Но с этим у нас, как известно, увы, не все в порядке.