"Деловой Петербург". Привлекающая "Лента"

Автор фото: Свистунова Валентина
Магазин Лента. Торговые ряды гипермаркета Лента.

Розничная сеть "Лента" выходит на IPO, чтобы удвоить количество своих магазинов. Более $1 млрд привлеченных инвестиций позволят ретейлеру увеличить торговую площадь с 508 тыс. до 1 млн м2.

Сообщение о том, что ретейлер "Лента" проведет IPO на Лондонской фондовой бирже и Московской бирже, появилось в понедельник на сайте Лондонской биржи. В нем говорилось, что обыкновенные акции будут размещены в форме глобальных депозитарных расписок. После этого они отправятся на торги на Московской бирже.
При этом компания не намерена выпускать новые ценные бумаги. На продажу пойдут акции инвестфонда TPG (держатель пакета в 49,8%), Европейского банка реконструкции и развития (21,5%) и "ВТБ Капитал Private Equity" (11,7%).

Еще больше "Лент"

Организаторами публичного размещения акций станут Credit Suisse, J. P. Morgan и "ВТБ Капитал". IPO "Ленты" — давно ожидаемое событие, эксперты уже оценили объем привлекаемых инвестиций в $1 – 1,5 млрд. Какой пакет акций придется для этого продать, информации не было, и сегодня объем размещения не был раскрыт, но в 2006 году, когда компания впервые задумалась об IPO, назывались цифры 25 – 30%. Выход на IPO очевидно связан с активной экспансией торговой сети.
Так, в течение 2013 года "Лента" открыла 21 гипермаркет, а также первые 10 одноименных супермаркетов. Таким образом, сеть "Лента" сейчас насчитывает 77 гипермаркетов. Общая торговая площадь с учетом 10 супермаркетов на конец 2013 года, по данным компании, достигла 508 тыс. м2, что на 35,1% больше показателя 2012 года.
"Мы планируем удвоить наши торговые площади в течение ближайших 3 лет", — эти слова Яна Дюннинга, генерального директора сети "Лента", приведены в сообщении о размещении. По данным компании, в 2014 году "Лента" планирует открыть не менее 24 новых гипермаркетов и 15 супермаркетов.

Удачный год

Согласно опубликованной вчера отчетности ретейлера, по результатам прошлого года "Лента" увеличила чистую прибыль по МСФО на 38,1% по сравнению с 2012 годом — до 7,1 млрд рублей.
Выручка компании в 2013 году выросла на 31,3% — до 144,3 млрд рублей. По этому показателю "Лента" даже опередила своего основного конкурента — группу компаний "О'Кей", которая закончила 2013 год, заработав 137,6 млрд рублей (рост на 18,7% к 2012 году). Кстати, на рынке неоднократно появлялась информация о переговорах по продаже "Ленты" американскому ретейлеру WalMart, поэтому "Ленту" нельзя назвать темной лошадкой для иностранных инвесторов. Благодаря дополнительному стимулу для развития "Лента" сможет повысить свою капитализацию.

Объемное размещение

В свете того, что почти все крупнейшие федеральные торговые сети давно стали публичными, "Лента" выступает в качестве догоняющего, зато ее объем размещения может быть самым крупным в истории российского ретейла, если подтвердится цифра в $1 млрд.
Для сравнения: в мае 2007 года группа "ДИКСИ" провела IPO на РТС и ММВБ на сумму $360 млн. Сеть "Магнит" провела IPO на российских биржах в 2006 году, общая стоимость бумаг составила около $368 млн. Одним из последних в 2010 году был "О’Кей", общий объем его IPO с учетом опциона доразмещения составил $428,2 млн.
"Пару лет назад были объективные причины, мешавшие выходу "Ленты" на биржу. Конфликт акционеров в 2011 году и отсутствие общей позиции в вопросах о дальнейшем развитии компании на уровне топ–менеджмента обернулись относительно невысокими темпами открытия магазинов. Сейчас компании есть что предложить инвесторам", — говорит старший аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. Правда, этот год не лучший для проведения IPO из–за внутренних проблем в России: снижения темпов роста ВВП, оттока капитала, снижения потребительской активности населения, отмечает Роман Гринченко, аналитик "Инвесткафе".
"То, что рубль сейчас слабеет, может отразиться на снижении прогноза по развитию компании, потому что выручка у нее рублевая, но ретейл заведомо более привлекательная для инвестиций отрасль в кризис, потому что она быстрее других восстанавливает доходность", — считает Георгий Ващенко, начальник управления операциями на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс".
"Состояние розничного рынка непростое, но перспективное, — говорит Наталья Колупаева, — несмотря на объективное замедление темпов роста потребления, по прогнозам Euromonitor, к 2018 году российский рынок станет крупнейшим в Европе". Аналитик напоминает, что крупнейшие торговые сети, как российские, так и международные игроки, среди которых "Магнит", "Ашан", "Дикси", "О'Кей", продолжают активно инвестировать в Россию и подтверждают амбициозные планы по открытию новых магазинов.