Россия и Финляндия совместно займутся реконструкцией дорог к пограничным пунктам. Это должно повысить пропускную способность и избавить от очередей на границе.
В 2013 году через пропускные пункты на границе Финляндии и России прошли 13 млн человек. В минувший понедельник, 3 февраля, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко договаривался в Хельсинки с финскими чиновниками о новых инвестиционных проектах, и о том, как развивать бизнес на границе.
"И мы, и наши финские партнеры заинтересованы в развитии приграничной инфраструктуры – это может стать одним из проектов приграничного сотрудничества в ближайшие годы", — сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Министр по делам Европы и внешней торговли Финляндии Александр Стубб, в свою очередь, заявил, что Ленинградская область – это ключевой для Финляндии регион для развития отношений с Россией, а главным направлением кооперации должен быть туризм, ведь россияне приносят в Финляндию ежегодно более 1 млрд евро. "Мы с вами на одной волне и очень это ценим", — оптимистично добавил Стубб.
В настоящее время реализуется проект реконструкции пропускного пункта в Торфяновке с российской стороны. На этот год запланированы строительные работы, и в Главгосэкспертизе уже лежат проектная и рабочая документации. Северо-Западное управление Росграницы также планирует реконструкцию и пропускного пункта "Брусничное". На обеих этих границах каждые выходные десятки, а иногда и сотни жителей региона стоят в огромных пробках в ожидании таможенной проверки.
Реконструкция КПП "Светогорск" проходит с 2012 года в рамках программы пограничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства "Юго-Восточная Финляндия – Россия". По плану работы по реконструкции должны завершиться в конце 2014 года.
Однако кроме километровых очередей на границе, в не лучшем состоянии пребывают и дороги, ведущие к ней. Еще в сентябре 2013 года представители России и Финляндии решили совместно заняться реконструкцией участка трассы "Скандинавия" от Выборга через пропускной пункт "Брусничное" до госграницы. По словам Александра Дрозденко, в ремонт "Скандинавии" вложат около 19,9 млрд рублей, а работы планируется начать в 2016 году. Сейчас ФКУ "Севзапуправтодор" и Транспортное агентство Финляндии прорабатывают вопрос о подготовке заявки в международный фонд приграничного сотрудничества "Северное Измерение", чтобы получить деньги на выполнение проектно-изыскательских работ.
Вице-губернатор
Дмитрий Ялов
, возглавляющий комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, рассказал, что ремонтировать трассу "Скандинавия" за счет двух госбюджетов невозможно, но сейчас прорабатываются другие способы софинансирования. "В свое время было предложение Минтранса России реконструировать эту дорогу по модели контракта жизненного цикла. То есть дорога остается бесплатной для проезда, но инвестор понемножку получает деньги, которые он вложил, из федерального бюджета. Сейчас рассматриваются другие варианты, но этот вариант не сбрасывается со счетов, однако решение, к сожалению, еще не принято", — сообщил чиновник. Он также добавил, что финский капитал может войти в проект реконструкции "Скандинавии" только через строительные или инвестиционные компании, которые будут участвовать в тендере на общих основаниях.
Это не первый случай, когда две страны совместно решают проблему ремонта российских дорог. Например, в рамках пограничного сотрудничества с 2010 года велась реконструкция моста через речку Сторожевая между Выборгом и Светогорском. Правда, в какой-то момент там что-то пошло не так, и строительство остановилось. Лишь минувшей осенью на объект снова вышли строители и техника, которые начали разбирать часть уже возведенных конструкций. На 80% этот проект финансирует Европейский союз, а все работы на участке должны быть закончены в первом квартале 2015 года.
При этом стоит отметить, что со стороны Финляндии уже построена большая многополосная дорога. Кроме того, осенью 2013 года во время визита в Петербург спикер финского парламента Ээро Хейнялуома говорил, что между Хельсинки и Петербургом необходимо строить скоростную автомагистраль. Он добавил, что каждый год количество людей, которые пересекают границу двух государств, растет примерно на 20%, поэтому появление скоростной автотрассы увеличило бы поток туристов, приезжающих в Финляндию на один день.
"Финские компании очень довольны плодотворным сотрудничеством с городом. Ситуация в этой сфере исключительно позитивная, и есть очевидные перспективы на будущее", – сообщил спикер. Однако, по его мнению, для плодотворного развития сотрудничества необходимо совершенствовать инфраструктуру на границе двух стран, а также улучшать сухопутное сообщение.
Во время встречи Александра Дрозденко с президентом Финляндии Саули Ниинистё вновь поднимался вопрос о приграничном сотрудничестве. Президент Ниинистё заявил, что при завершении строительства железной дороги Выборг – Каменногорск можно будет увеличить количество скоростных поездов "Аллегро", которые, по мнению чиновников, пользуются огромной популярностью.
Правда, битком "Аллегро" забивается только по выходным дням, а в будни в каждом вагоне едет не больше 10 человек. Все-таки пока основной поток российских туристов идет в Финляндию на автобусах, маршрутках и машинах.