Моллюски и технический прогресс

Автор фото: Архив ДП

Заведующий кафедрой социальной философии СПбГУ Константин Пигров объясняет, почему разделение стран на социалистические  и капиталистические — пустое, а "рынок", "капитализм", "демократия" — это просто концепты.

Основы нашей цивилизации зародились в VIII–II веках до нашей эры, так называемом осевом времени. Автор термина немецкий философ Карл Ясперс в своих работах писал, сколь удивительно это одновременное в таких разных частях света возникновение столь близких идей. Конфуций, библейские пророки, Будда, Спитама Заратуштра и античные философы сформировали плато гуманитарной цивилизации: на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское. Грубо говоря, с этого времени сознание человека постепенно начинает определять его бытие.
Философия Нового времени, возникшая в XVII веке, ориентировалась совсем на другие принципы и обращалась уже к другому обществу, сформированному в эпоху становления капитализма, бурного развития науки и техники, в основе ее — экспериментально–математическое мировоззрение. И постепенно это мировоззрение стало навязываться обществам, расположенным за пределами западноевропейского фронтира. Именно ради новоевропейского идеала Ленин совершил революцию в России, стремясь цивилизовать страну, совершить технологический прорыв, сократить разрыв с индустриальными государствами. Ведь что такое социализм? По сути, это способ модернизации стран второго эшелона. Русский социализм — это реализованные во всей полноте идеи философов Просвещения: всеобщее образование, урбанизация, технологический прогресс. Мы стали грамотными, но при этом менее культурными.
Идеал Бэкона — Декарта состоял в том, чтобы с помощью разума и созданных разного рода усовершенствований накормить всех голодных. Как только люди смогут удовлетворить свои базовые потребности, они станут счастливыми. Один из символов Нового времени — Генри Форд призывал выбросить историю на свалку, все можно сделать заново и лучше. Главное — жить быстро. Форд знал, о чем говорил, в 15 лет он зарабатывал тем, что чинил часы соседей, и слыл в этом деле умельцем.
Уверенность в том, что наступила эра мирового западного царства, подобна слезам едва перешедшего через Гималаи Александра Македонского, думавшего, что он достиг конца света и завоевывать больше нечего. Греческий полководец не знал, что впереди Поднебесная, через океан — великие империи ацтеков, инков, майя. В истории еще не было примеров тому, чтобы одна цивилизация завоевала весь мир. Всегда найдутся те, кто не готов принимать чужие идеи, законы, требования. Оказывается, что для людей другой культуры обозначить свою самость и сохранить свою отдельность важнее удовлетворения базовых потребностей. Подобно герою повести Достоевского "Записки из подполья", не всем уютно в хрустальных дворцах. Арабские государства, Северная Корея и многие прочие отказываются принимать американские рецепты "гармоничного устройства" общества, они предпочитают обособляться.
Разделение стран на социалистические и капиталистические — пустое. "Рынок", "капитализм", "демократия" — это просто концепты, на которых въезжают во власть, если в этот конкретный момент они находят отклик у населения. Есть Россия со своими особенностями, есть специфика Америки, есть Куба, Украина, Германия и прочие. И их различия куда сложнее, чем простая классификация по строю, режиму или климату.
Философия гуманитарной цивилизации противоречит принципам функционального новоевропейского мышления. Вернуться к медленному чтению призывает ценитель мыслителя Заратуштры Фридрих Ницше, к тому же зовет и академик Дмитрий Лихачев. Некуда торопиться, жить нужно не спеша, важно быть терпеливым. Между стимулом и реакцией есть нечто, или по Сартру "ничто" — "дырка в бытии", — человеческое сознание. Но именно благодаря ему рождаются наши чувства, нравственные достижения, приобретается способность любить и ценить все то, что было сделано нашими предками до нас.
Незаслуженно забытый русский космист Александр Евгеньевич Ферсман в свое время выдвинул концепцию техногенеза. Он писал, что человек заблуждается, когда думает о том, что является субъектом технического прогресса, в действительности мы просто его агенты, подобно моллюскам мелового периода, занимаемся перераспределением тяжелых металлов в коре земного шара.