Губернатор Полтавченко потребовал провести все конкурсы по госзаказу в первом квартале. Но сделать это не получится: после перехода к новой контрактной системе продолжается бюрократическая путаница. Освоить 200 млрд рублей будет еще сложнее, чем год назад.
Георгий Полтавченко потребовал от своих подчиненных провести все конкурсы по госзаказу в первом квартале года. Такое заявление он сделал во вторник на заседании правительства. "Максимум — в первом полугодии", — добавил губернатор.
Проводить конкурсы нужно раньше, чтобы не допустить срывов исполнения расходной части городской казны, напомнил чиновникам Полтавченко. В 2013 году 40 млрд рублей – 22% госзаказа (его общий объем составлял 179 млрд рублей) – осваивали в декабре, в том числе 5 млрд рублей заказчики получили только 31 декабря.
Это приводит не только к недоосвоению средств и меньшему, чем могло быть, количеству новых построенных объектов. Это также приводит к проведению конкурсов в экстремально короткие сроки, что неудобно для бизнеса и создает возможности для мошенничества. Вот и глава комитета финансов Эдуард Батанов говорит, что в прошлом году контракты на 100 млн рублей были "странными". Слишком уж быстро нашлись подрядчики. Ситуацию проверит комитет финансового контроля.
Неудобно все это и для бизнеса. Значительную часть года новых заказов нет, и нужно перекредитовываться. Потом тендеры объявляются и проводятся в пожарном порядке. Потом работы нужно делать очень быстро, причем, как правило, уже осенью, что не во всех отраслях экономики удобно.
В новом году все останется по-прежнему. 1 января вступил в силу закон о федеральной контрактной системе – она пришла на смену 94-ФЗ о госзакупках. Эксперты видят в новой системе и плюсы, и минусы. Главная проблема в том, что для перехода к новым правилам нужно время. Государство подготовило еще не все документы даже на федеральном уровне. В силу всех этих сложностей освоение почти 200 млрд рублей госзаказа 2014 года будет таким же непростым, как и раньше.
Проблема, по словам экспертов, административного характера. Создана сложная система, чтобы пресекать мошенничество. Многие чиновники вдобавок к этому работают по этой системе медленно в силу своих личных качеств. А губернатор лишь обещает увольнять за промедления, но не увольняет. Мошенничества все равно происходят, просто усложняются по мере усложнения закона. Неудобно в итоге всем – власти, бизнесу, горожанам.
Придумывать велосипед не нужно, говорят участники рынка. Правила можно упростить, чтобы средства было проще осваивать, и проводить серьезные проверки, отказавшись от избирательности правосудия. Никакие другие средства не помогут.
Городской бизнес в перемены к лучшему пока не верит. "Это благое намерение [осваивать средства по госзаказу вовремя] возникает уже не первый год, — напоминает директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. — Большинство тендеров на ремонт дорог было объявлено в последние дни прошлого года, еще по старому закону. Под новую систему правительство должно было разработать более 80 подзаконных актов, плюс в регионах документы, а до конца квартала осталось 60 дней. Путь перехода на новые правила может быть усеян граблями".
Иванов замечает, что до сих пор качество конкурсной документации было низким, и не ждет принципиальных изменений: "Чиновники научились обращаться с 94-ФЗ так, чтобы получить нужный им результат, и вряд ли откажутся от такого подхода и с новыми правилами".
"Исполнение бюджета комитетом по строительству в прошлом году оставляло желать лучшего [освоили лишь 60% средств], — соглашается вице-президент НП "Объединение строителей СПб" Алексей Белоусов. – Новые схемы нужно не только разработать, но и апробировать, только тогда будет толк. В общем, год будет сложным".