С февраля 2014 года в России вступают в силу новые правила проверки знаний и навыков будущих пилотов. Это может негативно сказаться на безопасности полетов.
В конце 2013 года правительство РФ утвердило правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна (постановление №670). Также этим документом регламентируется проверка знаний и навыков других авиационных специалистов — штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста и технического персонала по обслуживанию воздушного судна.
Проверят знания путем тестирования. Успех гарантирован, если правильно ответить на 75% вопросов. Принимать экзамен будет квалификационная комиссия при Росавиации.
При этом, по словам экспертов, процедура оформления свидетельств будет существенно упрощена, что может усугубить и без того непростую ситуацию с выдачей пилотских свидетельств. "Я против упрощенных подходов к вопросам безопасности в авиации", — говорит начальник Северо-Западного управления Росавиации Олег Гринченко. По его словам, авиационное сообщество также против новых правил.
Опрошенные DP.ru эксперты отмечают, что 95% всех авиаперевозок осуществляется в России на иностранных воздушных судах. Как следствие, подготовка экипажей и обслуживающего персонала проводится в соответствии с международными правилами. В надзорных органах нет специалистов квалификации, необходимой для проведения тестирования. То есть фактически проводить тестирование будут специалисты действующих авиационных учебных центров (АУЦ), сертифицируемых Росавиацией.
В конце 2013 года Росавиация совместно со Следственным комитетом и Генпрокуратурой РФ начали тщательно изучать деятельность некоторых АУЦ, подозреваемых в нарушении порядка выдачи пилотских свидетельств или документов о прохождении различных курсов по повышению квалификации.
В апреле 2013 года Росавиация уже лишила сертификата ООО "АУЦ АОН "Крылья Невы", заподозрив это учебное заведение в незаконной выдаче пилотских свидетельств, якобы, руководство этого АУЦ за взятки оформляло документы, подтверждающие квалификацию летчиков. Фальшивые документы, возможно, были выданы только семерым пилотам, не прошедшим обучение. По словам Гринченко, все семь пилотов отправлены в отпуск, а для отстранения их от работы нет оснований, такое решение должен принять суд. Он полагает, что в сложившейся системе подготовки и переподготовки летных кадров "права" пилота можно купить за 50-150 тысяч рублей, а полноценное обучение стоит 400-900 тысяч рублей.