"Деловой Петербург". Термостакан вместо календаря

Автор фото: Global Look Press

Участники рынка бизнес–сувениров отмечают падение спроса на элитные вещи. Компании почти перестали дарить бесполезные вещи и отдают предпочтение функциональным предметам, как и люди, выбирающие подарок в магазине.

Для игроков рынка рекламно–сувенирной продукции Новый год — такое же горячее время, как, например, для производителей елочных игрушек. В предпраздничные недели крупные компании не только проводят акции и организуют раздачу сувениров с логотипом в торговых центрах, но и дарят подарки партнерам, клиентам и собственным сотрудникам. По оценке компании "Проект 111", на российском рынке промоиндустрии в среднем 40% оборота приходится на IV квартал, и для многих компаний Новый год — единственный повод для поздравлений.
С начала нулевых и до самого кризиса 2008 года рынок рекламно–сувенирной продукции рос на 20 – 30% ежегодно, и к 2012 году, по прогнозам НП "НДП "Альянс Медиа" и Ассоциации коммуникативных агентств России, объем рынка должен был превысить $1 млрд. Во время кризиса рост замедлился, но в 2011 году рынок превысил докризисные показатели ($550 – 600 млн). Рекламно–сувенирная продукция, по разным оценкам, занимает около 10% от объема рекламного рынка.

Экономят на элитном

В этом году многие участники рынка бизнес–подарков снова столкнулись со снижением продаж. Но спрос не снизился, уменьшилась только сумма среднего счета: компании продолжают считать сувениры для клиентов и партнеров важными компонентами имиджа, но все же стараются сэкономить. Как рассказывает маркетолог компании "Эффект" Ксения Фраинд, в прошлом году на дорогих сувенирах не экономили. "Сейчас спрос падает именно в VIP–сегменте, обычная же продукция пользуется высоким спросом, как и всегда в это время", — продолжает Ксения Фраинд. По данным "Экро–RG", VIP–сувениры стабильно занимают небольшую долю в общем объеме продаж (не более 10%), тогда как на недорогие бизнес–сувениры приходится больше половины рынка. При этом повысился спрос на вещи с оригинальным дизайном. Темно–красным ежедневникам, ручкам и часам все чаще предпочитают продукцию, изготовленную по специальному макету.
Также участники рынка отметили небольшое снижение спроса на типографскую продукцию (календари, буклеты, открытки) по сравнению с предыдущим годом. Но эту тенденцию связывают не с желанием бизнеса сэкономить, а с ростом популярности функциональных подарков. Символические же календари и буклеты нередко просто выбрасывают сразу после дарения.

Выбирают практичное

Директор по маркетинговым коммуникациям фирмы "Проект 111" Дина Вишня рассказывает, что в этом году компания не ожидает падения спроса. "Понятно, что рынок бизнес–подарков зависит от того, как себя чувствует бизнес в целом, — поясняет Дина Вишня. — Пока можно отметить, что компании все чаще используют брендированные (с логотипом фирмы) корпоративные подарки как способ продвижения".
Специалист добавляет, что в последние несколько лет границы между корпоративными и личными подарками стираются, и производители промопродукции начинают получать заказы от интернет–магазинов и розничных предприятий. В то же время компании почти перестали дарить бесполезные вещи и отдают предпочтение функциональным предметам, как и люди, выбирающие подарок в магазине. "Очень популярны электронные гаджеты, теплые вязаные вещи, термокружки, зонты, посуда и вообще товары для дома", — заключает Дина Вишня.
В компании GLOBAL POINT снижение рынка заметили: в этом году спрос на сувениры оказался ниже, чем в предыдущих сезонах. Директор по печати и производству компании GLOBAL POINT Ирина Баталова добавляет: "На мой взгляд, основные тренды на рынке бизнес–сувениров, да и на многих других рынках, — это простота и функциональность. Наиболее востребованы практичные вещи для повседневного использования (аккумуляторы для зарядки телефонов, чехлы для гаджетов, аксессуары)".
Среди лидеров петербургского рынка — компании "Проект 111", "Группа М", "Успех" и другие. Основа для сувенирной продукции в основном импортируется, российские же компании наносят логотипы и иллюстрации. Но сегмент эксклюзивных сувениров, отмечают игроки рынка, присутствует только в России: в Европе и США дорогие сувениры дарить не принято.