"Деловой Петербург". Взлеты и падения автобизнеса

Автор фото: Яндолин Роман

Итоги 2013 года в автомобильной отрасли: самая подходящая метафора - поездка на американских горках.

Настроения в автомобильной отрасли в уходящем году можно сравнить с поездкой на американских горках. Бизнесмены были готовы к удачному старту, но весной оказалось, что хорошие эмоции от аттракциона они вряд ли получат и даже скромные результаты 2012 года (11% годового роста) вряд ли повторятся.
Казалось, бесконечный скат вниз вот–вот должен был прерваться. Дилеры переговорили с импортерами и обнадежились, что те пересмотрят свои большие планы продаж, войдут в положение — но не тут–то было. Машины без конца поступали на склады дилеров, а те пытались их распродать, прибегая к помощи скидок и акций в ущерб своей прибыли.
В середине года рынок приободрила новость о запуске программы льготного кредитования, продажи начали набирать скорость. Но вскоре стало очевидно, что слишком много желающих откусить от пирога госпомощи и эффект от субсидий по ставкам автокредитов не так уж существен для отдельно взятых компаний и банков. Под конец года и вовсе стало известно о досрочном сворачивании льготной программы. В итоге рынок по–прежнему катится вниз, а прогнозы на следующий год уже больше напоминают аттракцион с детскими бамперными машинками — едем медленно, но активно расталкиваем конкурентов.