Импорт замещается производством

В России открываются новые заводы по производству иностранных грузовиков. В 2014 году им придется повысить цены на продукцию из–за утилизационного сбора.

По прогнозам "АСМ–холдинга", в России в 2013 году будет выпущено примерно 200 тыс. грузовых автомобилей, или на 3% меньше по сравнению с 2012 годом. Из них 30 тыс. штук составят иномарки российской сборки, как и годом ранее. Вместе с тем за 10 месяцев 2013 года импорт новых грузовиков сократился на 28,8% (до 87,45 тыс. единиц), а его доля сузилась с 41,6 до 35,6%.
В этом году также был зафиксирован спад продаж во всех сегментах рынка грузовых автомобилей, кроме иномарок российской сборки. Объем их продаж стабилизировался на уровне прошлого года и за 10 месяцев 2013 года прибавил всего 1,8% (до 23,87 тыс. единиц).

Местная сборка

Производители коммерческого транспорта продолжают расширять производства на территории России.
Так, с конвейера калининградского завода "Автотор" в сентябре прошлого года сошли первые коммерческие автомобили Hyundai HD 78. В этом году здесь стали также собираться модели HD 179 и HD 120. Мощности производства на первом этапе — 10 тыс. грузовиков в год. В перспективе они могут быть доведены до 25 тыс. автомобилей в год. Инвестиции компаний в проект составили порядка $23 млн. В январе 2014 года производство на мощностях "Автотора" планирует начать Tata Daewoo.
В июле 2013 года стартовала контрактная сборка коммерческого фургона Mercedes–Benz Sprinter Classic на заводе "ГАЗ" в Нижнем Новгороде. В общей сложности обеими сторонами в проект было инвестировано 190 млн евро.
Летом 2013 года в Петербурге состоялось официальное открытие завода MAN. Инвестиции в производство составили 25 млн евро. Производственная мощность предприятия составляет до 6 тыс. машин в год. На сегодняшний день основная доля производимых на предприятии автомобилей — грузовики линейки TGS, наиболее востребованные в России. Кроме того, здесь выпускаются грузовики TGX.
"Петербург — это современный, динамично развивающийся город с хорошо развитой инфраструктурой, и, что особенно важно, в СЗФО уровень подготовки технических специалистов, доступных на рынке труда, традиционно высок", — объясняет выбор Петербурга в качестве места для размещения производства Йорг Моммертц, генеральный директор ООО "МАН Трак энд Бас РУС".

Локализация

Среди прочих иностранных грузовых автомобилей, уже получивших российскую прописку, транспорт марок Scania, Volvo, Renault, Mercedes–Benz, Baw, Fuso, Iveco и др. "Перед вступлением в ВТО было много опасений по поводу того, что автомобильным компаниям будет невыгодно производство в России, и они начнут сворачивать производство. Этого не произошло, все проекты работают", — говорит Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research.
По словам ведущего аналитика агентства "Автостат" Азата Тимерханова, открывая собственное производство в России, иностранные производители грузовых автомобилей получают не только таможенные льготы на ввоз комплектующих, но и имеют возможность расширения рынка сбыта.
Иностранные производители коммерческой техники увеличивают уровень локализации в первую очередь за счет сотрудничества с российскими производителями надстроек. "Кроме того, Volvo в 2013 году начал строительство завода кабин в Калужской области. "Мерседес–Бенц Тракс Восток" локализует производство кабины на КамАЗе. Таким образом, производственные проекты иностранных компаний реализуются, импорт планомерно заменяется производством", — отмечает Татьяна Арабаджи.

Новые испытания

По прогнозам "АСМ–холдинга", в 2014 году объем производства грузового транспорта в России сохранится на уровне текущего года — 200 тыс. штук, при этом доля иномарок в производстве увеличится с 15 до 16%.
Серьезным испытанием для производителей станет введение с 1 января 2014 года утилизационного сбора, от уплаты которого до сих пор были освобождены компании, имеющие заводы в России. Данная мера приведет к росту цен на коммерческий транспорт. "В этом году такой сбор платили только импортеры, и он серьезно сказался на объеме ввоза грузовой техники в РФ, который упал почти наполовину", — указывает Азат Тимерханов.
Помимо распространения утилизационного платежа на весь коммерческий транспорт, к негативным факторам Татьяна Арабаджи относит планируемое введение с 1 ноября 2014 года дорожного сбора на грузовые автомобили свыше 12 т, что увеличит стоимость владения грузовиками. Эксперт отмечает, что на рынок LCV также оказывает влияние введение антидемпинговой пошлины.