На экономическом совете при губернаторе обсудили стратегию развития города до 2030 года. Эксперты не уверены, что у города хватит ресурсов для ее реализации. Стратегию планируется принять уже в феврале.
Началось заседание с выступления губернатора Георгия Полтавченко, в котором он кратко упомянул о текущем положении дел в Петербурге. По его словам, за 9 месяцев объем иностранных инвестиций в петербургскую экономику составил $8,9 млрд, за 10 месяцев 2013 года жилья было построено на 32,4% больше, чем в прошлом году. Уровень безработицы, по информации Полтавченко, составляет 0,3% и это самый низкий показатель по России. "Но все еще много трудностей. Бюджет растет, но не радуют темпы его исполнения", — вспомнил градоначальник больную тему. Также он отметил, что снижается уровень промышленного производства.
"Стратегия показывает направление развитие города на ближайшие 16 лет, можно сказать, на три пятилетки, — перешел губернатор к главной теме. — За 4 месяца с момента создания сайта Стратегии его посетили 150 тыс. человек, и поступило более 800 предложений". При этом он подчеркнул, что реализация стратегии в первые годы придется на период рецессии в экономике. Главной задачей он назвал обеспечение роста городской экономики на основе инновационных технологий.
После к микрофону подошел председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов, под чьим руководством документ и разрабатывался. В течение получаса он рассказывал собравшимся о том, как прекрасно и долго, аж до 78 лет, будут жить петербуржцы в 2030 году. Абсолютно все горожане будут иметь среднее образование, а половина получит высшее. Сейчас, по словам докладчика, университеты и академии оканчивали лишь 44% петербуржцев. Средний заработок горожан составит 95 тыс. рублей, и все жители будут довольны уровнем благоустройства городской территории, а более половины горожан будут жить в пешеходной доступности от метро. Коммунальных квартир в Петербурге останется около 1% от количества всей жилой площади. Все госуслуги петербуржцы смогут получать с помощью современных технологий, а 90% горожан будут положительно оценивать состояние межнациональных отношений. Пробки в городе значительно сократятся, потому что власти будут развивать различные виды транспорта, а Обводный канал станет обходной магистралью города. Малый бизнес и предпринимательство вообще будут в Петербурге процветать. Все эти тезисы и цифры Анатолий Котов представлял уже не раз, многие идеи из документа были предложены еще в советское время. При этом каждый раз Стратегия-2030 подвергалась критике.
Но если раньше документ не нравился депутатам или промышленникам, то теперь к документу предъявили свои претензии академики РАН. Так, Абел Аганбегян предложил сразу поделить документ на отрезки, например, до 2015 и 2020 года. После 2020 года, по его словам, очень трудно прогнозировать, потому что "есть большая неопределенность развития нашей страны, и руководство должно будет применять сильные комплексные решения для того, чтобы переломить ситуацию стагнации, и тогда Стратегию надо будет модернизировать и дорабатывать". Он заметил, что в Стратегии плохо отражена разница между уровнем жизни в двух столичных городах. "Знаете, разница в 1,6, а по некоторым пунктам даже в 2 раза — это невероятно большая разница. Вы нигде такого не найдете ни в одной стране", — подчеркнул академик Аганбегян.
В свою очередь, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер заметил, что главная проблема документа, созданного чиновниками, — это темпы экономического роста, которые сильно падают, а после 2020 года вообще начнется стагнация, и откуда можно будет взять деньги на Стратегию, непонятно. Он привел в пример основные фонды ЖКХ, для поддержания которых хотя бы в нынешнем состоянии нужно потратить минимум 2,5% ВВП региона. По его словам, при стагнации власти могут не справиться с поддержкой инфраструктуры ЖКХ и основных фондов.
А вот академик Валерий Макаров за стратегию вступился, отметив, что она написана "по всем правилам науки и лучше московской". Для развития экономики знаний, на которой по замыслу авторов будет строиться жизнь города в 2030 году, эксперт предложил создать в Петербурге музей науки, который есть во всех крупных городах мира. Идея губернатору понравилась, и Полтавченко тут же пообещал заняться созданием такого музея.
"Экономику знаний полностью поддерживаю, хотя, что значит такой термин, я не очень понимаю", — сказал в своем выступление член-корреспондент РАН Леонид Вайсберг. По его словам, "Петербург — это намоленное место науки", но тут всегда существовал разрыв в коммерциализации знаний, на них обычно начинали жить другие экономики. Эксперт уверен, что власти города должны уделить этому моменту пристальное внимание.
С ним согласился и бывший министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, "в Петербурге потенциально зарыто 5 или 10 Сколково". "Петербургские ученые работают с Airbus, Boeing, NASA и другими мировыми компаниями, но мало кто об этом знает, — отметил Кудрин. — Для развития зарытого тут потенциала нужно всего лишь добавить парочку венчурных инвесторов, которые могли бы раскрутить эту цепочку коммерциализации". Хотя в целом стратегия ему понравилась.
Закрывая заседание совета, свою лепту в документ внес и губернатор, предложив называть Стратегию не социально-экономической, а экономической и социальной, потому что "без экономики нам социальную часть не поднять". Он отметил, что документ нуждается в некоторой корректировке, но к январю 2014 года все поправки будут внесены и в феврале уже Стратегия будет принята. "Остается дело за малым — реализовать ее", — пошутил Полтавченко и попросил своего зама Игоря Дивинского впредь тестировать сотрудников Смольного на знание Стратегии-2030, потому что "человек должен понимать, зачем и для чего он будет работать".