О чем договорились Путин и Янукович

Переговоры Владимира Путина и Виктора Януковича прошли без неожиданностей. Россия снова дала Украине денег и снизила цены на газ. Украина снова не ответила ничем конкретным. Янукович вновь показал себя рачительным хозяйственником.

От переговоров Владимира Путина с Виктором Януковичем некоторые наблюдатели ожидали сенсаций вроде вступления Украины в Таможенный союз. Остальным это представлялось маловероятным, ведь два президента встречались совсем недавно, а про ТС Янукович повторяет, как мантру, что никуда вступать не будет. Так и вышло.
Договоренности были заключены по классической для российской внешней политики последнего времени схеме. Россия дает "партнеру" некоторое количество денег. "Партнер" (который раньше хотя бы что-то обещал) теперь просто берет деньги и обещает не сделать хуже.
Блага, которые получил вчера в Москве Виктор Янукович, таковы: цена на газ снижена в 1,5 раза до $268 за 1000 м3, и еще $15 млрд из резервных фондов РФ будут размещены в ценных бумагах украинского правительства. Первая договоренность — прямая помощь братской экономике, вторая — косвенная.
Украине ничего обещать не понадобилось. Произнесли только общие слова: товарооборот, к сожалению, падает (хотя Россия — по-прежнему главный торговый партнер Украины), и надо сделать все возможное, в том числе на уровне правил и законов, чтобы он снова рос. Ну и заодно упростить жизнь украинским мигрантам в России.
Целью России в этом торге является приостановка евроинтеграции Украины. Никто больше не надеется, что евроинтеграцию отменят: и украинский президент, и украинские элиты, и большинство населения интеграцию поддерживают. Вопрос теперь только в том, когда именно она будет реализована и как именно.
Пока Владимир Путин снижает цену на газ и дает денег, в ЕС не хотят возвращаться к проекту интеграции и намекают, что неплохо бы провести перевыборы. Трио Кличко-Тягнибок-Яценюк Брюсселю нравится куда больше, чем Янукович. Пока украинский президент продолжает уговаривать. Но надолго его может и не хватить.
Поддерживая евроинтеграцию, украинский народ поддерживает движение к высокому уровню жизни и к стабильно работающим законам. Но в Европе, прямо скажем, есть не только эти прекрасные вещи. И такие темы как "их ВТО убьет нашу экономику" и "их отношение к морали для нас неприемлемо" в Украине можно использовать весьма эффективно.
Кроме того, было бы наивно говорить, что евроинтеграция — взвешенный и взрослый выбор народа Украины. Вовсе нет. Евроинтеграция — это категорическое "нет" подростка, который самоутверждается через это "нет" (в данном случае сказанное своему президенту, восточным регионам и Москве). "Нет" — безотносительно того, разумно ли это. "Нет" в отсутствие сформулированного "да", позитивной программы.
Рано или поздно маятник качнется в обратную сторону. И станет заметно, что в ЕС дают только нематериальные вещи типа стандартов жизни и законов (которые можно внедрять у себя без всякой интеграции). Что в России (по крайней мере пока), наоборот, дают денег, не предлагая стандартов. И что у Украины, возможно, "третий путь", с евростандартами, частичной интеграцией и разумным использованием своего транзитно-пограничного положения.