Офис взрывает мозг

Работодатели делают ставку не только на выстраивание системы денежной мотивации персонала. Ряд офисов превращаются в по–настоящему креативные пространства. И, что радует, речь идет не только о глобальных компаниях вроде Google, но и о работодателях в Петербурге.

Офис — это инструмент достижения целей бизнеса, "Как инструмент он должен использоваться осознанно и максимально эффективно для целей бизнеса", — говорит Юлия Карпова, директор по внешним связям компании Exiclub. Исходя из этого, становится понятно, почему компании, работающие лишь в определенных сферах бизнеса, отдают предпочтение творческим решениям офисного пространства.

Цель оправдывает средства

"Если компания строго регламентированная, с жесткой иерархией, сложными бизнес–процессами и документооборотом, то лучше, когда в офисе есть только необходимое оборудование, чтобы ничто не отвлекало сотрудников. Если же цель бизнеса — творчество, выход за рамки и нормы, то обустройство офиса должно раскрепощать людей, настраивать на позитив, давать свободу", — считает Юлия Карпова.
Пока по–настоящему креативных офисов в Петербурге немного. По словам работающих в них сотрудников, все затраты и ожидания в итоге оправдываются: в офисе не только приятно находиться, атмосфера действительно располагает к полету фантазии и рождению оригинальных идей. "Мы занимаемся делом, которое предполагает быть на шаг впереди, не просто производить софт, но заниматься творчеством, — рассказывает Анна Орешникова, директор специальных проектов компании JetBrains. — Поэтому пространство, в котором мы работаем, должно быть современным и креативным".
Результат — семь этажей БЦ Universe с мансардой и крышей, с которой открывается вид на Исаакиевский собор. По словам Анны Орешниковой, строительство нового офиса заняло 7 месяцев, зато сейчас каждый этаж выполнен в своем цвете, переговорные и кофе– пойнты оформлены в разном стиле. На седьмом этаже располагаются библиотека, музыкальная комната с пианино, залы для конференций и кино, спортивная комната с тренажерами, теннисным столом и душевыми, а также комната для массажа. "Понятно, что мы могли бы потратить и в 2 раза меньше, и, возможно, даже в три. Но это был бы обычный, безликий, пусть и комфортный, офис", — резюмирует она.
Офис компании "Яндекс", занимающий несколько этажей БЦ "Бенуа", строился с целью сделать его вторым домом для сотрудников, где хочется находиться и можно не только комфортно работать, но и отдыхать. Офис открыт круглосуточно — некоторые работники предпочитают творить по ночам. Здесь есть и спортзал, и кофе–пойнты, и массажный кабинет, и душевые, а переговорки занимают 10% от общей офисной площади. В интерьере использованы объемные арт–объекты, повторяющие символы и узнаваемые сервисы "Яндекса", так что и сотрудники, и гости оказываются буквально внутри поисковой системы.
"Проект делали профессионалы, но наши сотрудники также принимали участие. Например, путем голосования выбирали названия для переговорок. Очень впечатляет одно из дизайнерских решений: переговорки "Фонтанка" и "Пять углов" находятся напротив друг друга. В "Пяти углах" в стене сделано круговое стекло, через которое, можно увидеть "Фонтанку", — рассказывает Юрий Белоусов, региональный представитель компании "Яндекс".
По его словам, офисное пространство выполняет свои задачи: делает сотрудников полными творческих идей, создает комфортные условия для работы и отдыха и поднимает настроение посетителям

Пространство бренда

Креативные офисы — это не модное веяние последних лет. Одним из первых креативных офисов в Петербурге был офис "Проекта 111" (компания "Амбер"), открытый в 2001 году.
Председатель совета директоров Андрей Дегтяренко во времена студенчества зачитывался романами Роджера Желязны, и офисное пространство было создано под их влиянием.
"Это была эпоха романтизма в бизнесе, хотелось реализовать юношеские мечты", — говорит Андрей Дегтяренко о создании офиса. Как результат — "храм единорога", пространство, которое сейчас стало музеем компании, с впечатляющей скульптурой белого единорога на пьедестале, переговорка, стилизованная под комнату средневекового замка, венецианская штукатурка, "таверна" вместо кухни.…
Андрей Дегтяренко замечает, что сейчас сделал бы все иначе, ведь бизнес–составляющая более существенна, чем антураж, так что решения, скорее всего, были бы более рациональными. .
По мнению ряда руководителей, офис является составляющей бренда, частью корпоративной культуры, а также пространством, которое способствует повышению эффективности работы