"Деловой Петербург". Стройка зеленеет

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Доля строительных проектов с применением зеленых технологий в России не превышает 5%. Соответствие экостандартам делает проект на 3 – 7% дороже без гарантий быстрой окупаемости.

Проекты с применением зеленых технологий в Петербурге пока единичны. Моду задают западные девелоперы, а крупные российские компании не торопятся ей следовать. Проблема, видимо, в менталитете. Природные ресурсы в нашей стране все еще дешевы, а экономящие их зеленые технологии увеличивают стоимость проектов.

В моде все зеленое

Самые распространенные стандарты, которые оценивают энергоэффективность зданий, — LEED (его предпочитают в США) и BREEAM (его обычно выбирают в Европе). В России в ходу оба сертификата. Но LEED более распространен. Он делает упор на энерго– и водоэффективность. А в BREEAM много социальных параметров (он, например, оценивает расстояние от нового дома до школ, детсадов, общественного транспорта), которым соответствовать в наших реалиях порой невозможно.
Моду на зеленое строительство принесли в Петербург зарубежные компании, в их числе шведская NCC (ЖК "Шведская крона" и NCC Village), финские EKE Group (бизнес–центр "Пулково Скай") и SRV (МФК "Охта–молл"), израильская Mirland Development (ЖК "Триумф Парк"). "Запад работает по зеленым стандартам 40 лет. Это уже образ жизни. Швед, например, между такси на бензине и на биотопливе выберет последнее. Даже если это будет несколько дороже", — говорит директор по развитию "NCC Жилищное строительство" (Россия) Александр Свинолобов.

Встали на экологические рельсы

Список отечественных компаний, которые применяют зеленые технологии, пока невелик. По оценке АРИН, их доля на рынке не превышает 5%. Тем не менее первый в России жилой дом, который получил сертификат BREEAM, находится в Петербурге. Это проект компании Mirland Development "Триумф Парк". А первый сертификат LEED, возможно, получит компания Scavery за дом на Шпалерной ул., 51. Заявку на этот сертификат она уже подала. По тому же пути пошел девелопер "БКН–Девелопмент", заявив на сертификат  свой проект "Город цветов". Есть свои зеленые сертификаты и у всех гостиниц Radisson в нашем городе.
Обычно девелоперы используют зеленые решения не комплексно, по прописанным с сертификате пунктам, а частично. Например, ГК "Балтрос" в районе "Славянка" сделала закрытые от автомобилей дворы и зеленые парковки (из бетона, сквозь который прорастает трава). "Ленстройтрест" также собирается строить новые кварталы с применением технологий сбора дождевой воды для полива дворов, новых систем вентиляции и других зеленых фишек", — рассказал гендиректор "Ленстройтреста" Александр Лелин.
Медленное распространение зеленых технологий в России эксперты объясняют их дороговизной и отсутствием нужных для их внедрения и поддержки специалистов. "Затраты на экотехнологии делают проект на 3 – 7% дороже для застройщика", — констатирует представитель компании "Бюро техники" Евгений Тесля.

Неочевидная выгода

Окупаются вложения за счет экономии коммунальных платежей.
"Жильцы нашего дома будут экономить на коммуналке до 2 тыс. рублей в месяц", — говорит гендиректор Scavery Александр Сиротин.
Но, по его словам, стоимость квадратного метра в зеленом доме не сильно отличается от цен в сегменте.
"Нагрузка от применения зеленых технологий на стоимость "квадрата" составила всего 1 тыс. рублей. Так что реальной прибыли зеленая инициатива не приносит. Это скорее маркетинговый ход, который позволит проекту выделиться на рынке", — говорит Александр Сиротин.
В коммерческой недвижимости ситуация похожая.
"В США арендная ставка в зеленых проектах на 25% выше, чем в обычных. У нас превышение пока скромнее — 10 – 12%", — говорит Ольга Пономарева, вице–президент Leorsa (БЦ Eightedges).
"Но за все время работы нашего бизнес–центра "Пулково Скай" только два арендатора спрашивали о зеленых сертификатах. Оба американские компании. Россияне на такие мелочи не смотрят. Им важны ставка и техническое оснащение офисов", — говорит Андрей Хитров из EKE Group.
В случае с отелями все еще сложнее.
"Инвестировать в экотехнологии приходится собственнику здания, а экономию ощущает управляющая компания. Поэтому им бывает трудно договориться. Но без этого не получить крупных иностранных клиентов", — заключила представитель Radisson Royal Юлия Анисимова.
Зеленые стандарты в России приживаются медленно. Во–первых, в России энергоресурсы относительно дешевы, если сравнивать с западными странами. Во–вторых, нет четкой политики взаимодействия бизнеса и государства при внедрении экорешений. А без нее зеленый свет зеленым инициативам не получить. В–третьих, в вопросе развития технологий Россия отстала на десятилетия. Но выгода от зеленого девелопмента очевидна: технологии, заложенные на этапе проектирования, не отражаются на стоимости строительства и квадратного метра и способны существенно снизить эксплуатационные затраты.
Роман Розенталь
гендиректор Mirland Development Corporation