"Деловой Петербург". "Ленфильм" снова на перепутье

Автор фото: Евгений Асмолов

Спустя год после утверждения программы развития "Ленфильма" его реконструкция так и не начата. Руководство киностудии говорит о нехватке средств и необходимости вернуть права на "золотую" коллекцию кинофильмов.

На прошлой неделе во время подписания соглашения о стратегическом партнерстве между ОАО "Киностудия "Ленфильм" и фондом Александра Сокурова "Пример интонации" председатель совета директоров киностудии Федор Бондарчук с сожалением говорил, что спустя год после принятия Минкультом концепции развития "Ленфильма" его реконструкция так и не начата.
Позже, во время итогового заседания Петербургского культурного форума, Федор Бондарчук попросил председателя Союза кинематографистов Никиту Михалкова помочь студии вернуть права на коллекцию кинофильмов. Эти права необходимы для получения студией отчислений от показов.
Договор об открытии кредитной линии банком "ВТБ" был подписан на экономическом форуме в Петербурге в мае этого года. Пакет нормативных документов правительство РФ согласовало 27 сентября, в конце ноября студией были урегулированы последние вопросы, касавшиеся целевого расходования кредита.
Кредитная линия предоставлена сроком на 10 лет в рублях без индексации с возможностью выбирать средства даже при наличии старых долгов - непогашенной кредиторской задолженности. По словам главы "Ленфильма", процентная ставка по ней составляет 10,25%.
В ОАО "Банк ВТБ" длительные согласования открытия кредитной линии комментировать отказались. В пресс–службе эти вопросы назвали клиентской тайной.

Упущенная выгода

Взаимосвязь между задержкой в реконструкции "Ленфильма" и правами на его золотую коллекцию dp.ru объяснил генеральный директор студии "Ленфильм" Эдуард Пичугин.
По его словам, на студии идет ежедневная работа, во всех трех павильонах проходят съемки. Для съемок был проведен ремонт гримерок, костюмерных и других базовых для кинопроизводства помещений. При этом, несмотря на открытую кредитную линию ВТБ, до сих пор не начаты реконструкция фасада здания и благоустройство территории.
"Первая причина состоит в том, что оформление кредитной линии затянулось на целый год. Обычно такие сделки оформляются под госгарантию в 70%, — говорит Эдуард Пичугин. — Нам было предоставлено гособеспечение в размере 100%. Поэтому для оформления сделки пришлось ждать разработки новых комплектов нормативно–правовых документов. Добавлю, что обычно эти процедуры занимают около 3 лет". Второй причиной задержки, по его словам, стала потеря студией прав на получение дохода со своей коллекции кинофильмов. Права были утеряны в 2003 году, после реорганизации "Ленфильма" в ОАО.
"Заемные средства, прописанные в проекте возрождения киностудии, рассчитаны в размере всего 1,5 млрд рублей. Кредит целевой, он рассчитан на техническое перевооружение студии и ремонт. Запуск новых проектов и подготовка кадров не входит в эту сумму. Поэтому студия рассчитывает на доходы от коллекции", — сказал Эдуард Пичугин. В пример он привел киностудии "Мосфильм" и "Союзмультфильм", получающие такие доходы.
Пока "Ленфильму" не удается возвратить коллекцию кинофильмов, они находятся в собственности Госфильмофонда. По подсчетам главы киностудии, доход от коллекции может приносить около 200 млн рублей в год. "Если бы мы получали хотя бы 50 – 70% от этой суммы, можно было бы погасить старые долги и запустить в полном объеме собственное производство, — отмечает он. — Сегодня студия работает безубыточно, но по открытой банком "ВТБ" кредитной линии мы пока не взяли ни копейки, несмотря на очень комфортный процент. Без полномасштабного производства мы не сможем его погасить".
Впрочем, у студии есть средства на ремонт фасада и благоустройство территории. Они начнутся весной, когда погодные условия позволят сделать качественный ремонт.

Законы рынка

Генеральный директор и председатель правления ФГУП "Киноконцерн "Мосфильм" Карен Шахназаров считает, что для реконструкции и становления "Ленфильма" отчисления с показов коллекции могут играть значительную роль. В конце 1990–х годов, когда Карен Шахназаров только начинал руководить "Мосфильмом", отчисления от показов коллекции составляли до 80% годового бюджета: "Можно говорить, что вся модернизация и реконструкция на начальном этапе проводилась благодаря ей".
Сегодня около 75% годового дохода киностудия получает от производственной деятельности. Остальное — отчисления от коллекции.
"Думаю, несмотря на то что коллекция "Ленфильма" не так популярна, как наша (все–таки в советское время ленинградская студия была меньше и послабее), сегодня им это действительно помогло бы", — сказал глава "Мосфильма". Карен Шахназаров добавляет: несмотря на то что сегодня киноконцерн мог бы существовать только за счет производства, коллекция сохраняет свое значение — без нее "Мосфильму" пришлось бы значительно сократить свои программы.
Режиссер считает, что прежнее руководство Петербургской киностудии в свое время допустило серьезные ошибки.
"В конце 1990–х годов, при прежних руководителях, золотая коллекция "Ленфильма" была продана. Где сегодня эти деньги, одному богу известно. Более того, согласно указу президента, акционерные общества не имеют право на собственную коллекцию. Я в свое время предлагал не акционироваться, но руководство "Ленфильма" пошло по другому пути", — добавил Карен Шахназаров.
Он подчеркнул, что будет рад, если Эдуарду Пичугину удастся поставить киностудию на ноги. Но о возрождении "Ленфильма" в привычном смысле не может быть речи: система кинопроизводства с советских времен претерпела значительные изменения.
"Сегодня ни "Ленфильма", ни "Мосфильма", которые когда–то создавали кино, больше не существует. Они стали работать так же, как и во всем мире: студия все больше становится производственной кинофабрикой, на которой различные продюсеры реализуют свои идеи".
Руководство Госфильмофонда не смогло оперативно в течение дня прокомментировать ситуацию.
Глава "Мосфильма" считает, что для экономически успешной работы студии упор надо делать на модернизации съемочных павильонов. При этом строить новую лабораторию для пост–продакшн (монтаж, озвучивание и т. д.) не имеет смысла.
"Зачем строить лабораторию обработки пленки, если пришла "цифра"? Например, во Франции уже нет ни одной лаборатории", — отмечает Карен Шахназаров.
По его словам, в течение года в России закроются последние такие комплексы.
"К тому же если киностудия заработает в полную силу, не факт, что это будет экономически эффективно. Упущено слишком много времени. Поэтому новому руководству надо найти правильную концепцию развития", — подытожил руководитель "Мосфильма".