"Деловой Петербург". Добрая Сеть

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Благодаря интернету благотворительные фонды и проекты получают уже 30–40% пожертвований. Однако доверие к этому мощному каналу сбора средств подрывают расплодившиеся интернет–мошенники.

"Гавриле было 11 месяцев, когда мы поехали в отпуск в Италию. До этой поездки ничего серьезнее насморка у него не было. Все шло хорошо, пока мы не попали в дорожное происшествие, машину сильно тряхнуло. В больнице сказали, что все в порядке, но эта авария спровоцировала гидроцефалию в голове, и через 4 дня ребенок впал в кому", — рассказывает Кира Долинина, мама Гаврилы. Мы общаемся с Кирой по Skype: она сейчас в Израиле, вместе с сыном проходит ежегодную проверку после операции, которую сделали Гавриле в Тель–Авиве 5 лет назад. Тогда события развивались очень быстро: после 3 месяцев в больнице с шунтом в голове выяснилось, что авария спровоцировала рост злокачественной опухоли мозга. Ребенок был нетранспортабелен. В Италии Гаврилу лечили по страховке, пока не выяснили, что у него онкология: российская страховка не покрывала такой тип заболеваний. "Деньги у нас закончились тогда, когда должен был закончиться отпуск. Нам начали помогать родственники и коллеги, — вспоминает Кира. — В какой–то момент, получая выписку из банка, я увидела несколько совершенно незнакомых фамилий: я не знала людей, которые переводили мне деньги. И их становилось все больше. Помню, что не смогла сдержаться и зарыдала в голос: каждый день кто–то думал о моем ребенке и переводил деньги, а я даже не знала, кто это".
Оказалось, что друзья семьи в Петербурге открыли группу в социальной сети, а также рассказали историю Гаврилы в своих блогах. Начались перепосты. Люди переводили деньги, кто сколько мог, из самых разных городов России. У интернета не оказалось предела: американские друзья Киры создали микрофонд, внутри США пустили по сетям сообщение и тоже собирали деньги. "Наша беда оказалась бедой немыслимого числа людей", — говорит Кира. В Италии Гаврилу прооперировали, но тотальную резекцию сделать не смогли. "Мы стали искать, где это можно сделать. Выяснилось, что такую операцию могут сделать в Израиле, но у нас оставалось 3 недели, потом, по словам врачей, оставшаяся часть опухоли могла начать расти", — рассказывает Кира. Тогда в ЖЖ появился человек, который спросил, сколько нужно денег. Нужна была сумма, чтобы семья могла перелететь и начать лечение. Он сказал: "Да, мы переведем". "Никто не знал, кто это, был только ник из ЖЖ. Я потом узнала, что это молодой яппи, у него своя семья, маленькие дети. Он созвал друзей, и они собрали весомую сумму, которая позволила оплатить операцию вперед", — говорит Кира. Когда израильская клиника выставила счет, подключился благотворительный Русфонд: он собрал 3,753 млн рублей на операцию, курс сверхточной радиотерапии и реабилитацию малыша. "В Израиле удивлялись, что у российской семьи может не быть ничего за душой и надо собирать с миру по нитке, и поражались, что помощь пришла так быстро, — улыбается Кира. — Понимаете, это была координация вне нас. Мы же сидели в реанимации, я не могла этим заниматься, а на нас работал интернет". Когда Кира могла и у нее были силы, они с мужем выходили в интернет и помимо финансовой поддержки получали моральную. С другой стороны, когда общаться не было сил — никто родителей не беспокоил. "И в этом было большое благо интернета", — рассказывает Кира.
Сборные пункты
Сегодня в Интернете великое множество порталов–площадок для благотворительности: GlobalGiving, FirstGiving, Crowdrise, Kickstarter, Whatgives, Change.org, Razoo, Convio, Facebook Causes, StayClassy и многие другие. Эти интернет–ресурсы, каждый в своей сфере, помогают собирать деньги на благотворительность со всего мира. Посетители сайтов, доноры могут жертвовать любую сумму, используя банковскую карту, чеки, Paypal или даже передачу акций. Например, GlobalGiving финансируется из получаемых пожертвований: от каждой суммы ресурс получает 15%. "У нас создана площадка на GlobalGiving, где мы собираем средства на необходимый нам для турне цирковой автобус. О помощи через Сеть можно говорить и на локальном уровне: часто для волонтеров нам требуется жилье, и тогда в соцсетях мы просим рекомендации или перепост: это помогало нам не раз", — рассказывает Лариса Афанасьева, директор и худрук Упсала–цирка.
Еще в 2005 году заработал интернет–фонд "Помоги.орг", который объединяет усилия пользователей Сети в разных странах для максимально эффективного сбора и распределения целевых пожертвований на операции, дорогостоящие курсы лечения и др. А фонд "Созидание" уже не первый раз проводит благотворительные интернет–аукционы "Все имеет значение". На торги, как правило, выставляются личные вещи политиков и футболистов, актеров и музыкантов, звезд шоу–бизнеса, театра, кино, телевидения. За несколько аукционов удалось собрать 3,5 млн рублей, которые потрачены на безотлагательную помощь 53 детям.
Доля интернет–помощи в фондах разнится, но везде она уже очень весома. Согласно порталу vse–ravno.net, сейчас в "Подари жизнь" от частных лиц приходят 70% всех пожертвований, 12% из них — интернет–пожертвования. Владимир Берхин, президент православного фонда "Предание", считает, что пожертвования через Интернет занимают около 30%. Евгения Вуйма, руководитель информационного отдела РОД "Петербургские родители", оценивает, что по НКО и частным лицам интернет–пожертвования составляют 40%, по соцучреждениям, малому бизнесу, различным фондам — не более 20%. Людмила Баранова, руководитель проектов "Помоги.орг", рассказывает, что в фонде за 2012–2013 годы финансовая доля пожертвований через электронные платежные системы и систему интернет–эквайринга составила 40%, при этом количественная доля существенно выше — 60%. "Размер пожертвования выше при переводе через банк, но чаще жертвователь использует быстрые системы переводов", — поясняет Людмила.
По словам координатора проектов фонда "Линия жизни" Ольги Абашиной, самая активная интернет–аудитория — это люди от 25 до 35 лет, из которых 60% — женщины, а 40% — мужчины.
Помощники
"Ежедневно на сайт "Русфонда" приходит до 100 тыс. посетителей, а количество просмотров достигает 180 тыс. в сутки. Для нас сайт — это интернет–СМИ. С его помощью мы информирует читателей о том, кому из детей требуется помощь. Когда сбор средств завершен, мы обязательно рассказываем о том, как чувствует себя ребенок, которому помогли читатели сайта", — рассказывает Анна Брусилова, руководитель бюро благотворительного фонда "Русфонд" в Петербурге и области. На сайте фонд также публикует острые журналистские тексты, анонсирует благотворительные акции. "Соцсети также быстро стали для нас еще одним каналом, по которому к нам идет большой поток просьб о помощи и вопросов: от родителей тяжелобольных детей и волонтеров, от заключенных и защитников животных. Мы объясняем каждому адресанту, в каких случаях мы помогаем, как оформить письмо в фонд, какие документы необходимо к нему приложить. В соцсетях в отличие от коммерческих брендов не ставим цель увеличивать численность наших групп любой ценой. Мы не используем для этого платные инструменты, не покупаем клики и переходы на наш сайт", — говорит Анна. По ее оценке, количество офлайн–благотворителей (35%) в разы меньше, чем тех, кто пользуется online–банкингом (65%).
В марте 2013 года начался совместный благотворительный проект "Русфонда" и LiveJournal "Эстафета помощи": пользователи Живого журнала начали собирать средства на лечение больных детей. Первым сетевым фандрайзером стал Борис Акунин. За 4 дня ему удалось собрать 1,215 млн рублей на операцию по пересадке костного мозга для больной лейкозом 11–летней девочки из Челябинской области.
Фонд "Адвита" в прошлом году, собрав во время интернет–голосования почти 20 тыс. голосов, попал в первую десятку рейтинга Chase Community Giving, получив $100 тыс. У фонда есть проект — пространство "Легко–Легко", где проходят мастер–классы и кинопросмотры, который был запущен в конце 2008 года с продаж открыток и календарей по детским рисункам подопечных. А в октябре этого года проект запустил интернет–магазин, где посетители могут купить сувениры с рисунками подопечных, а все средства будут направлены на лечение больных раком.
Креатив при сборе средств в интернете вообще играет немалую роль. Алекс Тью, в свое время запустивший популярный сайт milliondollarhomepage.com, где компании покупали за доллар пиксели, чтобы оставить свой след в Интернете, запустил сайт Pixelotto, где продает пиксели уже за $2. Как только все пиксели на сайте распродадут, будет проведен розыгрыш, и один из интернетчиков получит приз в $1 млн, а также дополнительные $100 тыс., которые он должен будет пустить на благотворительные цели.
Или, к примеру, один из последних проектов фонда "Линия жизни" — "1000 сердец в роще жизни". "На сайте акции необходимо написать свое желание (или пожелание любому человеку) на виртуальном листке, внести пожертвование, и после этого персональный лист участника появится на одном из виртуальных деревьев, расположенных в "роще жизни". Каждое дерево — символ жизни конкретного ребенка, который ожидает нашей помощи. Когда все виртуальные деревья будут заполнены 500 тыс. листьев с желаниями, это будет означать, что тысяча тяжелобольных детей получила медицинскую помощь", — объясняет Ольга Абашина.
Команда фонда "Обнаженные сердца" каждый год в марте вместе с друзьями бежит полумарафон в Париже, и каждому из бегунов создается аккаунт для сбора. "То есть мы не просто бежим, а просим наших друзей и знакомых поддержать программы фонда. В 2013 году мы собирали средства на строительство 100–го на счету фонда игрового парка. И в итоге собрали только благодаря частным пожертвованиям более 55 тыс. евро", — радуется Евгения Минеева, директор по коммуникациям фонда "Обнаженные сердца". Теперь в Нижнем Новгороде в парке "Швейцария" стоит детский игровой парк с роллердромом для подростков и специальной зоной для ребят с ограничениями по здоровью.
По словам Киры Долининой, спустя 5 лет после истории в Италии появились новые механизмы, которые усложняют сбор средств, с другой стороны, этот сектор более развит: "У нас получился идеальный вариант начала становления социальной помощи, тогда и мошенничество не было так развито, нам поверили сотни людей. И эта вера спасла нашего сына".
Количество мошенников, маскирующих свою деятельность под благотворительность, в интернете, к сожалению, растет в геометрической прогрессии. "Мошенники в Сети — отдельная история. Сегодня все чаще нам приходится тратить время на то, чтобы вывести на чистую воду жуликов, которые пытаются нажиться на детях. Все выявленные в Сети случаи мошенничества мы придаем огласке — публикуем журналистское расследование на нашем сайте. Но мы можем говорить лишь о детях, на лечение которых деньги собирает наш фонд", — рассказывает Анна Брусилова из "Русфонда". По ее словам, схема работы мошенников проста: в Интернете появляется сайт некоего (зачастую несуществующего) благотворительного фонда, на котором публикуются фотографии и история больного ребенка. "При внимательном рассмотрении оказывается, что вся информация скопирована, скажем, с нашего сайта, но при этом указанные банковские реквизиты не соответствуют нашим. Это значит, что деньги, которые люди переводят на лечение ребенка, попадают в карман жуликов", — говорит она, рекомендуя, прежде чем перевести деньги, проверить информацию.
На сайте "Русфонда" есть рубрика "Мародеры", где почти каждый месяц с 2010 года появляются публикации под характерными заголовками: "Фонд негодяев", "Провокатор", "Разводящий" о жуликах, которые пытаются нажиться на детских историях. "За время работы "Русфонда" мы десятки раз сталкивались с мошенниками: они перепечатывали истории наших детей, подставляя свои банковские счета. В начале 2000–х не проходило месяца, чтобы в интернете не объявлялся очередной "Русфонд". Воришки тогда могли урвать разве что сущие копейки", — пишет Виктор Костюковский, специальный корреспондент "Русфонда".