Производителя вагонов метро ОАО "Вагонмаш" признали банкротом. Основной кредитор предприятия ОАО "Сбербанк России" планирует выставить на торги принадлежащий собственникам компании Петербургский трамвайно-механический завод.
Петербургский производитель вагонов для метрополитена и ОАО "РЖД" ЗАО "Вагонмаш" окончательно уходит с рынка. 5 ноября Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел в отношении него процедуру конкурсного производства. Долги предприятия превысили 2 млрд рублей, на 1,4 млрд из которых претендует Сбербанк России и его дочерние структуры.
В залоге у Сбербанка находятся корпуса Петербургского трамвайно-механического завода площадью 70 тыс м2 и земельный участок под ними площадью 18,6 га по адресу ул. Чугунная д.2 . "В настоящее время Арбитражным судом утверждена начальная продажная цена заложенного имущества, проведение первых торгов ожидается в 1 квартале 2014 года.", — сообщили в банке.
У остальных кредиторов могут быть сложности с возвратом своих средств. Производственная площадку площадью 13 га на Московском проспекте — собирается застраивать жильем холдинг "Эталон". А долю в совместном дочернем предприятии ЗАО со Skoda ООО "Вагонмаш", которое производило вагоны для метрополитена "НеВа", в этом году выкупило ОАО "Кировский завод" Георгия Семененко.
"Эти сделки загадочным образом шли в обход кредиторов предприятия", — рассказал конкурсный управляющий компании Роман Белов. По его словам, он планирует как следует проверить их правомерность, как только получит на руки документы.
Руководство Кировского завода ситуацию пока не комментируют. Представители Эталона уверены, что совершанная сделка были осуществлена в рамках закона.
Вагонмаш" существует с конца XIX века. В советские годы и до 2012 года предприятие было эксклюзивным поставщиком вагонов для метрополитена Петербурга. В начале 2000-х его приобрела московская группа "Дедал". Сейчас компания принадлежит кипрскому офшору D&R Industry Ltd. Его бенефициары не раскрываются.
Еще в 2009 году выручка компании составляла 1,7 млрд. В том же году у компании начались финансовые проблемы. К 2012 обороты завода сократились до 383 млн рублей. Его убытки в том же году составили 243 млн рублей. В 2011 году компанию начали банкротить.
"Предприятие подкосил отложенный кризис в области транспортного машиностроения, во время которого госзаказ сократился в 3,5-4 раза", — считает бывший директор завода Андрей Кабанов. Ситуацию также осложнил незаконченный инвестпроект по производству вагонов "НеВа".
В настоящий момент за подряды петербургского метрополитена соревнуются ООО "Вагонмаш" и московское ЗАО "Трансмашхолдинг".