Аромат праздника

Чтобы соблюсти главное правило парфюмерного и косметического подарка — уместность, все больше россиян дарят подарочные сертификаты.

Согласно опросу компании Deloitte, в 2012 году 63% опрошенных россиян в качестве основных подарков к главному зимнему празднику называли косметику и парфюмерию, сладости подарили 48% респондентов, а деньги — 44%. В этом году, несмотря на то что результаты новых опросов основных исследовательских компаний станут известны только к середине декабря, парфюм и косметика также останутся, по мнению экспертов, лидерами топ–листа новогодних подарков и в России, и в Европе.

Идеальный подарок

Новогодний подарочный сезон у продавцов косметики и парфюмерии начинается, как правило, в конце ноября — первых числах декабря. "В основном в качестве подарков берут парфюм, но в последнее время стали популярны наборы органической косметики fresh line. Еще один фаворит сезона — лимитированные рождественские коллекции", — рассказывает специалист отдела маркетинга сети магазинов парфюмерии и косметики "Рив Гош" Полина Пушина. "Один и тот же клиент может купить дорогой подарок для близкого человека и множество более демократичных подарков для приятелей и коллег", — объясняет потребительские предпочтения представитель пресс–службы "Орифлэйм" Анастасия Фатеева. По ее мнению, кардинальных изменений в потребительских предпочтениях за последние 10 лет не наблюдается. А вот в компании "Лаш Раша" (бренд Luch) считают, что покупательские предпочтения меняются каждый год и прогнозировать их почти невозможно. При этом младший бренд–менеджер компании "Лаш Раша" Анна Прилепская замечает, что, как правило, один клиент тратит на косметику как на новогодний подарок около 1–1,5 тыс. рублей.
В вопросе уместности косметики или духов в качестве подарка на Новый год мнения экспертов разнятся. Так, визажист–стилист Ольга Соловьева считает, что если и дарить что–то из этой категории подарков, то непременно дорогое. "Не следует покупать в качестве подарка масс–маркет, — уверена она. — Дарить нужно либо профессиональную косметику, либо класс люкс".
Эка Чохури, консультант по имиджу и стилю, более категоричен: "Раньше было актуальным дарить на все праздники парфюм. Этого делать категорически нельзя, если вы совершенно точно не знаете предпочтений человека, будь то женщина или мужчина".

По карточкам

Выходом из ситуации, когда мало что известно о парфюмерных предпочтениях одариваемого, может стать подарочная карта или сертификат. "Это идеальный вариант подарка, — говорит Эка Чохури. — Таким образом человек может сам себе что–то подобрать и выбрать удобное время, например в самый пик распродаж".
Номиналы сертификатов сильно разнятся. Так, в "Рив Гош", например, есть подарочные сертификаты номиналом как 300 рублей, так и 10 тыс. Подарочные сертификаты и карты остаются лидерами корпоративных подарков на Новый год, считает Полина Пушина, благодаря большому выбору номиналов и универсальности. "Сертификаты — спасение и для тех, кто спешит за подарками в последний момент", — напоминает эксперт.
В случае если предпочтения неизвестны, а подарить хочется все–таки нечто осязаемое, а не подарочную карту, эксперты советуют приобрести нейтральный вариант. К нему относятся масла и скрабы, увлажняющие крема для рук, свечи для ванны, то есть универсальные косметические средства, которые подходят всем. Выручка от новогодних подарков в общем объеме продаж может составлять, по оценке Анастасии Фатеевой, до 30%.

Запах денег

Косметические и парфюмерные подарки приобретаются в основном в магазинах парфюмерно–косметических розничных сетей, торгующих несколькими брендами ("Рив Гош", "Л’Этуаль", "Сефора", "Иль де Ботэ" и др.). На их долю, по оценке Российской парфюмерно–косметической ассоциации, приходится (с учетом продаж в дрогери — сетевой торговле, ориентированной на продажу ассортимента товаров первой необходимости, в основном непродовольственных), 60% всех продаж парфюма и косметики. Оставшуюся долю делят прямые продажи и другие форматы. На долю магазинов монобрендов ("Ив Роше", The Body Shop, "Для Душа и Души", L'Occitane, LUSH, Stenders, Botanicus, Bottega Verde, Fresh Line и др.) в 2012 году, по данным РБК.research, пришлось 9% рынка. В последнее время растет и доля интернет–продаж, однако оценить ее эксперты не берутся из–за недостаточности объема данных.
По информации бизнес–портала о косметике InterCHARM, объем российского рынка парфюмерии составил в 2012 году 79,3 млрд рублей, а рынок косметики эксперты Euromonitor оценили в 428 млрд рублей. По итогам 2013 года эксперты ожидают рост рынка 11–13% (в деньгах), при этом в объемах рост может замедлиться на фоне ухудшения экономической конъюнктуры.