"Деловой Петербург". Автокредиты подешевеют без господдержки

Автор фото: Беликов Валентин
автосалон с машинами марок Ягуар, Лэндровер и Вольво. Люди выбирабт и покупают автомобили. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, 36

 Эксперт dp.ru Алексей Главатских объясняет, почему рост продаж автомобилей замедляется в России уже более года, и каким образом эта тенденция повлияет на работу банков.

Рост продаж автомобилей замедляется уже более года. За 3 месяца, с августа по октябрь, российский авторынок сократился на 10, 5 и 8% соответственно (по сравнению с показателями прошлого года). И это при том, что во втором полугодии 2012 года, с которым идет сравнение, уже наметилось определенное снижение продаж.
Таким образом, мы имеем дело с насыщением авторынка при отсутствии явного потенциала для дальнейшего ускорения роста (во всяком случае, на данный момент времени). Свое влияние также оказали негативные ожидания потребителей в связи с рядом новостей и прогнозов касательно экономики России. Многие эксперты предупреждают о возможных проблемах, с которыми мы можем столкнуться в ближайшие годы. И, хотя ситуация далека от повторения кризиса 2008 года, многие люди предпочитают перестраховаться и откладывают намеченную покупку нового автомобиля на более длительный срок. И пока рынок новых и подержанных автомобилей остается стагнирующим.
Разумеется, спад на рынке автомобилей тянет за собой вниз и автокредитный рынок. И это, пожалуй, главная тенденция 2013 года для банков, работающих в данном сегменте. Отчасти улучшить ситуацию смогло Министерство промышленности и торговли, запустившее в конце июля программу субсидирования автокредитов, охватившую большинство моделей, производимых в России.
Субсидирование процентной ставки дало очень хороший стимул продажам. В результате из запланированных субсидий в размере 410 млн рублей 370 млн были израсходованы уже в ноябре. В рамках программы в целом по стране продали 164 тыс. авто, но бюджетный секвестр не позволил государству продлить свою инициативу на 2014 год. В результате недавно было объявлено, что 1 января программа будет свернута.
Все это означает, что уже в начале будущего года конкуренция между банками за автокредитного заемщика ужесточится, а значит, может последовать снижение процентных ставок и смягчение других условий кредитования. Дело в том, что начиная со II квартала 2013 года снижались ставки по депозитам и кредитам на межбанковском рынке. Это означало, что фондирование для банков становится дешевле, что уже отразилось на сегментах ипотечного и потребительского кредитования — здесь запущено множество акций со снижением процентных ставок для отдельных категорий заемщиков или на некоторые виды товаров.
В автокредитовании же снижения ставок со стороны банков не последовало во многом из–за стартовавшей госпрограммы, сделавшей кредиты гораздо доступнее. Ее завершение может заставить многие банки снизить ставки по своим автокредитным программам, чтобы одержать победу в конкурентной борьбе за заемщика на сжимающемся рынке. Однако сложная ситуация с просроченной задолженностью и общей закредитованностью населения не сделает это снижение повсеместным.
Другими словами, оно, скорее всего, распространится только на наиболее надежных с точки зрения банков клиентов: клиентов, находящихся на зарплатных проектах, заемщиков с хорошей кредитной историей, официальными доходами и т. д. — и будет носить характер сезонных акций.