В Вильнюсе открылся саммит "Восточное партнерство", за которым из Москвы наблюдают со злорадством — в последний момент удалось сорвать планы евроинтеграции трех постсоветских стран — Украины, Армении и Азербайджана. Растерянные еврочиновники думают над пересмотром отношений с Россией.
Гвоздем очередного саммита "Восточное партнерство" — программы Евросоюза по взаимодействию с постсоветскими государствами — должно было стать подписание соглашения об ассоциации с ЕС Украины. Это означало бы для Киева окончательный разворот в сторону Европы от Москвы, неудивительно, что в украинской столице несколько дней кипело уличное противостояние по этому поводу.
За неделю до саммита Украина приостановила подготовку к подписанию важного документа, правительство пояснило, что намерено развивать экономические связи с Россией. Перед этим, 9 ноября, Виктор Янукович приезжал в Москву, где провел многочасовую встречу с Путиным. Оппозиция в лице Арсения Яценюка заявила о том, что правительство получило от Москвы 20 млрд долларов за отказ от соглашения, премьер Николай Азаров все отрицал, но уже сам Владимир Путин рассказал журналистам, что украинские банки должны российским как раз примерно эту сумму. Поскольку речь идет о государственных или близких к государству банках (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк), это можно считать прозрачным намеком на возможность списания долгов. Кроме того, предметом торга могут быть 10 млрд долларов, по словам Путина, недополученные от Киева за газ.
Армения в Вильнюсе также должна была подписать договоры об ассоциации и о создании зоны свободной торговли. Летом это считалось вопросом решенным, и армянские политики с удовольствием рассуждали о плюсах евроинтеграции, но 3 сентября президент Серж Саргсян, едва вернувшись из визита в Москву, огорошил всех — теперь вступаем в Таможенный союз, заявил он соотечественникам. И через день распорядился создать рабочую группу по подготовке к вступлению, что тоже вызвало в Ереване митинги протеста.
То же самое произошло с Азербайджаном. Правда, на этот раз уже Путин приехал в гости к Ильхаму Алиеву, это было в сентябре. И времени прошло чуть больше — окончательно об отказе подписать соглашение с ЕС Баку заявил за несколько дней до саммита. С Молдавией и Грузией соглашения об ассоциации должны быть парафированы, это значит, что стороны полностью согласуют текст документов, но подписание их состоится позже.
Так или иначе, Кремлю удалось отговорить три страны бывшего СССР от сближения с Евросоюзом, как минимум временно, несмотря на все усилия европейских лидеров. Оппозиционные политики этих государств, а также европейские СМИ вовсю пишут о "выламывании рук" и "беспрецедентном давлении" Москвы. Чиновники Украины и Азербайджана делают хорошую мину и заявляют о продолжении диалога и тому подобном, но в ЕС растеряны: глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас в интервью "Коммерсанту" накануне саммита заявил о необходимости "активизировать диалог с Россией" и "освежить отношения", что, видимо, следует понимать как "выяснить отношения".
В конце января должен пройти саммит Евросоюз-Россия, одной из главных тем которого должно стать продолжение переговоров об облегчении визового режима. Теперь на первый план, видимо, выйдет состояние дел в европейско-российском сотрудничестве.
Путин же, продемонстрировав свою влиятельность на постсоветском пространстве, может со временем угодить в ловушку: процессы евроинтеграции лишь заморожены, но не остановлены полностью, и могут быть возобновлены в любой момент. А значит, Москве придется постоянно заинтересовывать партнеров материально, рискуя попасть в положение Советского союза, которому приходилось платить немаленькие суммы десяткам стран за верность социалистическим идеалам. Лидеры этих стран с удовольствием пользовались возможностью получать бесплатные кредиты с помощью шантажа Кремля переходом в лагерь идеологического противника.