Перестали действовать спонтанно

В лизинг наиболее востребованы те же модели тяжелого коммерческого транспорта, которые составляют основу продаж производителей техники.

Объем рынка лизинга тяжелого коммерческого транспорта растет с каждым годом. По данным "Эксперт РА", в 2012 году объем нового бизнеса в целом в сегменте грузового автотранспорта в России составил 137 млрд рублей. За 6 месяцев 2013 года данный сегмент увеличился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Один в один

Лидирующую позицию среди тяжелого коммерческого транспорта в лизинговых портфелях сохраняет техника марки КамАЗ, так же как в общих продажах грузовиков.
"Анализируя продажи в лизинг тяжелой грузовой техники за последние полгода, мы можем отметить, что достаточно большой популярностью пользуются отечественные КамАЗы, преимущественно самосвалы, такие как 65 115, автокраны грузоподъемностью 24–32 т (КС–55 713–5К, КС–55 733–24), а также другие модели этой марки", — рассказывает Евгений Татаринов, начальник управления автолизинга ОАО "ВТБ Лизинг".
По его словам, для магистральных перевозок клиенты компании предпочитают приобретать тягачи и полуприцепы европейских производителей: MAN, DAF, Iveco, Scania, Krone.
"Высоким спросом пользуются корейские и японские марки грузоподъемностью до 12 т. Для перевозки сыпучих грузов предпочтение клиента формируется только по экономическим критериям — это могут быть и китайские, и отечественные, и европейские производители", — добавляет Евгений Татаринов.
В ГК "Балтийский лизинг" на сегодняшний день значительным спросом среди клиентов пользуется грузовая техника марки КамАЗ, на втором месте идет Scania, на третьем Volvo и МАЗ, далее Iveco, Mercedes и DAF.
"По сравнению с 2012 годом упал спрос на грузовой транспорт марки MAN", — констатирует Михаил Лысков, начальник отдела лизинга автотранспорта компании "Балтийский лизинг".
Директор петербургского филиала компании "Вольво Финанс Сервис Восток" Юрий Сугак отмечает, что предпочтения лизингополучателей техники Volvo за последние 1–2 года не изменились. "В основном это массовые модели стандартных магистральных тягачей, предназначенных для перевозки общих, массовых грузов (потребительские товары, продукты питания, строительные материалы), — говорит Юрий Сугак. — Стандартность транспорта повышает его ликвидность и позволяет в случае негативных изменений выкупить транспортное средство, уплатив оставшуюся сумму лизинговых платежей, реализовать его на рынке по реальной стоимости и, таким образом, не быть связанным вложениями в "железо".

Экономический расчет

Участники рынка обращают внимание на то, что лизингополучатели перестали действовать спонтанно при покупке техники, а все больше просчитывают экономическую составляющую.
"Клиенты стали более тщательно и рационально подходить к выбору грузового транспорта. Если говорить о предпочтениях лизингополучателей, то, по нашим данным, все больше приобретается автомобилей европейских производителей и все меньше американских или китайских брендов", — говорит Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО "ПЛК".
В "ВТБ Лизинг" утверждают, что экспансия китайских производителей грузовой техники все–таки нашла поддержку и спрос у российских потребителей.
"Основное достоинство этой техники — ее низкая стоимость при достаточно приемлемом качестве, хорошая эргономика, экономичность расхода топлива. Отдельные марки китайской техники успели снискать себе славу надежной и экономичной техники на мировом рынке. Среди наиболее известных выделю Shaanxi и HOWO (грузовики, самосвалы), XCMG (фронтальные погрузчики, автокраны), ShanTui (бульдозеры)", — перечисляет Евгений Татаринов.
По его словам, специфика предмета лизинга, его эксплуатационные характеристики и ликвидность также влияют на условия финансирования. Так, ликвидность отечественной и китайской грузовой техники в 2 раза ниже, чем европейских марок.

Конкуренция во благо

Рынок финансирования тяжелого грузового транспорта относится к высокорискованным инвестициям, однако интерес к нему остается у лизинговых компаний достаточно высоким, что ведет к усилению конкуренции среди них. Сегодня по базовым программам данная техника передается в лизинг при авансе от 10% на срок до 5 лет.
Участники рынка вводят упрощенную процедуру финансового анализа сделок с грузовым транспортом, предлагают индивидуальный график платежей, в рамках совместных с поставщиками акций дарят страховку и сервисное обслуживание. Юрий Сугак убежден, что общего улучшения условий по лизингу ожидать не стоит: "Стоимость денег, привлекаемых лизинговыми компаниями для финансирования своих клиентов, не падает, а имеющиеся кредитные риски, также закладываемые в ставку, не снижаются".

Проекты поднимают спрос

По оценкам ГК "Балтийский лизинг", рост объема нового бизнеса в данном сегменте в 2013 году составит 5–7% по сравнению с прошлым годом.
"В основном этот рост обусловлен реализацией крупных инфраструктурных проектов, таких как ЗСД, стадион на Крестовском острове и др. Если говорить о факторах, которые будут сдерживать рост в будущем, то это — снижение государственных расходов на объекты инфраструктуры и ограничения по движению тяжелого коммерческого транспорта внутри города", — полагает Михаил Лысков.
Кроме того, в ряде регионов готовятся государственные программы по стимулированию перехода автопарков на технику, работающую на газомоторном топливе. Предприятиям компенсируется часть затрат на первоначальный взнос при приобретении техники в лизинг.