"Деловой Петербург". Пока молчат куранты

Автор фото: Максим Змеев
На втором этаже Гостиного Двора установили Новодние Елки.

За месяц до новогодних каникул ретейлеры активно открывают магазины. Новички рынка прикармливают покупателей, а старожилы увеличивают оборот на 25%.

Накануне Нового года владельцы торговых комплексов спешат начать работу, конец 2013–го станет рекордным по приросту коммерческих площадей в Петербурге. Если все заявленные планы по открытию торговых комплексов будут исполнены, рынок торговых площадей в городе вырастет на 11,7% (327,4 тыс. м2), подсчитали в Astera. Такого прироста не было с 2007 года.

Сезон подарков

В начале ноября уже начал работу ТРК "Лондон Молл", он заполнен арендаторами на 90%. В день открытия его посещаемость составила 53 тыс. человек, на следующий день — 33,7 тыс., рассказали в Colliers (брокер комплекса).
Торговые компании для премьеры в Петербурге выбирают проверенные места. Так, в ТЦ "Стокман Невский центр" сразу несколько премьер. Магазин дизайнерских сумок и аксессуаров Braccialini займет 100 м2 на первом этаже, бутик домашнего текстиля Bellora — 80 м2 на пятом этаже, там же в декабре откроется финский бренд Pentik.
"В конце октября мы открыли ювелирный бутик Tous в ТК "Галерея", в ноябре — в ТК "Невский центр". Мы рады, что удалось захватить предновогодний период продаж, — говорит Амаль Шакир, генеральный директор ООО "Русский розничный холдинг" (представляет бренды Tous и Bobbi Brown в России).
"Накануне праздников, примерно с середины ноября, продажи активно растут, и их пик приходится на 20–е числа декабря, когда люди ищут подарки", — согласен с ней Крис Катласен, управляющий бутиком–салоном "Лаванда". Его бутик начал работу в октябре, компания арендовала 120 м2 в ТЦ "Стокман Невский центр".
"Сезонность зависит от направления вашего бизнеса: если вы продаете обувь, вам лучше открыться в сентябре–октябре, но, например, ювелирные украшения, косметика лучше продаются накануне Нового года. За пару месяцев можно заработать 30% годового оборота, и важно не пропустить это время", — говорит один из ретейлеров.

Гарантированный поток

"Традиции открывать магазины в высокий сезон и накануне высокого сезона придерживаются все федеральные сети, — говорит Анна Трофимова, руководитель PR–отдела сети Media Markt, которая арендовала 4 тыс. м2 в новом ТРК "Сити молл".
К примеру, в прошлом году на рынок Петербурга за 2 месяца до Нового года вышла федеральная сеть Enter. Преимущества предновогодней торговли очевидны: рост продаж, среднего счета, высокая посещаемость. "Объем продаж ретейлеров перед Новым годом превышает результаты осенних месяцев на 20 – 25%", — отмечают в Jones Lang LaSalle.
По словам Анны Трофимовой, в Media Markt перед Новым годом продажи увеличиваются в 2–3 раза, а средний счет — в 1,5 – 2 раза, кроме того, ретейлеры получают дополнительную возможность установить эмоциональный контакт с клиентами благодаря промоакциям накануне праздника.

Недолгий ажиотаж

Однако прицельно арендовать помещения под новогодние праздники ретейлеры не спешат.
"Немногие готовы открываться в декабре, так как за ним следует январь — месяц спада продаж", — отмечают в компании Astera. Как правило, на открытие в преддверии Нового года идут компании, для которых не характерна быстрая окупаемость и сезонность (например, аксессуары, бытовая техника и т. д.).
Кроме того, хотя уровень ставок аренды в торговых центрах осенью стабилен, сезонный ажиотаж подогревает ставки. До конца текущего года будет рост арендных ставок на уровне 1 – 2%, ожидают в NAI Becar. По данным Jones Lang LaSalle, максимальная базовая ставка сейчас составляет около $2 тыс. за 1 м2 в год.
"Для основной массы арендаторов торговых комплексов приоритетный месяц для старта работы — февраль, на который приходится начало нового сезона и поступление новых коллекций", — отмечают специалисты Astera.