"Деловой Петербург". На власти надейся, но сам не плошай

Автор фото: Евгений Асмолов

Госдума приняла в первом чтении закон "О страховых пенсиях". В этой реформе почти никто ничего не понимает. Финансовая грамотность вообще не самая сильная сторона россиян. Но теперь придется разобраться.

На этой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект "О страховых пенсиях", согласно которому трудовая пенсия по старости рассчитывается по новой формуле. Воспроизвести ее прямо здесь будет затруднительно, как, впрочем, и разобраться без помощи специалистов, но на то, видимо, и рассчитано.
Финансовая грамотность, даже элементарная, не сильная сторона россиян. Мало кто берется разбираться в сути. По данным фонда "Общественное мнение", 38% россиян что–то слышали о пенсионной реформе, а точно знают о ней 14% опрошенных. Среди тех, кого в первую очередь касаются пенсионные перемены — людей моложе 46 лет, — проценты и того меньше: 32 и 12% соответственно. И что совсем худо: большинство (16%) из тех, кто слышал или знает о реформе, ничего конкретного о том, как она отразится на их будущих пенсиях, сказать не могут. И власть этим прекрасно пользуется, рассказывая, какие прекрасные времена наступят после реформы. Чего только стоит калькулятор расчета будущей пенсии на сайте Пенсионного фонда. Сплошная лепота! Например, если вам 41 год, вы работаете в законопослушной компании, которая платит вам сегодня 70 тыс. рублей в месяц, вы планируете повышать ВВП страны еще четверть века, то по выходе на заслуженный отдых вы получите от государства 40 тыс. рублей пенсии. Зная, что сегодня средняя пенсия в Петербурге составляет 12,1 тыс. рублей, есть опасность впасть в эйфорию от щедрости государства и мудрости решений власти. Не торопитесь радоваться. Калькулятор, рассчитывая вашу будущую пенсию, не учитывает, что все 25 лет, пока вы напряженно трудитесь, инфляция съедает эти ваши 40 тыс. То есть номинально вы, может, и получите эти деньги, только они обесценятся в несколько раз. Купить вы на них сможете все то же самое (и это в лучшем случае!), что и нынешние пенсионеры с их теперешней пенсией.
Но новая пенсионная формула — это только вершина айсберга, с которым придется столкнуться кому через 20 лет, кому через 30, а кому и через 40. Но обязательно придется. А еще под вопросом право россиян накапливать себе на старость часть денег (6%), которые работодатель уплачивает за них каждый месяц государству. Потому что с 2015 года, если вы не сообщите в Пенсионный фонд, что для вас важны эти 6% в будущем и вы хотите накапливать себе индивидуальную пенсию с помощью управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), вас лишат такой возможности. Но честности ради нужно заметить, что если вы не будете молчуном и все–таки распорядитесь своими 6%, позволив управлять ими частным компаниям, шансов получить накопленное тоже немного. Государство меняет правила игры на ходу. В 2014 году накопительная система будет заморожена. Говорят, пока временно. Но это значит, что те самые 6% не дойдут до управляющих компаний и НПФ. И более того, все эти организации подвергнутся проверке.
Увы, нет никакой гарантии, что ваш НПФ не окажется в черном списке, что средства не переведут вновь в управление государством (которое не будет уже накапливать для вас 6%) или что правила опять не поменяются.
И хуже всего: нет гарантии, что через пару лет очередной премьер–министр не назовет эту реформу непродуманной, как это было недавно сказано о реформе 2002 года.