"Деловой Петербург". Чемоданчик Джеймса Бонда

Петербуржец Максим Зайцев усовершенствовал процедуру компьютерной экспертизы для криминалистов и зарабатывает на этом.

Максим Зайцев (24 года) разработал специальное устройство дублирования информационных носителей для компьютерных судебно–криминалистических экспертиз. Сегодня им пользуются силовые ведомства по всей России.

Все по–серьезному

Внешне устройство выглядит как обычный чемодан. "Нашей задачей было уложить в комплекс самое основное, — поясняет предприниматель. — Формат чемоданчика оказался идеален — туда помещается компьютер, жесткий диск и даже принтер для печати этикеток. Смотрится эффектно — как в фильмах о Бонде".
Идея создать мобильный комплекс для копирования данных с компьютера преступника появилась у Максима во время производственной практики в ЗАО "Региональный научно–исследовательский экспертный центр", куда он попал на четвертом курсе СПбГУ сервиса и экономики. Практика включала в себя командировку по экспертно–криминалистическим центрам МВД России. "Во всех городах я заметил скопление системных блоков, дожидающихся своей очереди для проведения исследования, — традиционно винчестеры копировали и проверяли на специальных стационарных установках, — объясняет Максим. — Это неудобно: не всегда можно изъять жесткие диски у владельца".
Идеей об устройстве, с помощью которого можно на месте сделать копию винчестера, Максим поделился с Алексеем Сайбелем, сослуживцем отца, который возглавлял кафедру инженерного анализа в Военно–космической академии им. А. Ф. Можайского. Тот заинтересовался и вместе с Максимом в декабре 2010 года стал соучредителем Лаборатории инженерного анализа. Каждый из партнеров вложил по 200 тыс. рублей.

Первые шаги

После регистрации предприятия подали заявку на патент и на получение гранта в Фонд Бортника. Фонд поддержал проект, выделив 1 млн рублей. Деньги пошли на создание и испытание опытного образца. "Оказалось, что миллион — не так уж и много", — рассказывает Максим. Позднее в проект вложили еще 2,1 млн рублей, также выделенных фондом.
Впервые новинку представили на выставке "Интерполитех" в конце 2011 года. Министр внутренних дел РФ (в то время Рашид Нургалиев) заинтересовался чемоданчиком и остановился поговорить с командой. "Не знаю, повлиял как–то этот разговор или нет, — смеется Максим, — но после переговоров с экспертно–криминалистическим центром и ряда испытаний было принято решение о постановке комплекса "на вооружение". Лаборатория инженерного анализа работает в рамках гособоронзаказа, продажи устройств регионам ведутся через аукционы. Основные клиенты компании — силовые ведомства. Первый заказ фирма получила от управления по борьбе с картелями ФАС.
Уровень рентабельности при работе с государственными заказчиками, по словам Максима Зайцева, ограничен 20% от себестоимости.
В первый год компания заработала чуть более миллиона рублей, зато в 2012–м удалось совершить резкий рывок и выйти на 11 млн. В 2013 году ожидается 15 млн.
В России других таких устройств пока нет. Аналогичную продукцию выпускает Guidance software (США) и французский Tableur, но в России они не продаются. "Рынок компьютерных экспертиз возник совсем недавно, и спрос на него, естественно, очень высок, — говорит соучредитель ООО "НИЦ "Экспертиза" Вячеслав Маковский. — Сейчас такие отделы формируются по всей России, и они должны быть полностью обеспечены оборудованием". Главный плюс работы с государством, по словам Вячеслава Маковского, — гарантированная оплата, из минусов — жесткие условия участия в тендерах и аукционах, а также необходимость банковских гарантий в случае большой суммы закупки.