Сотни домов в центре Петербурга могут отправить на перестройку

Чиновники готовят поправки к закону об охранных зонах Петербурга. Документы будут готовы весной, но в них должен появиться список "диссонирующих объектов", то есть зданий, которые теоретически можно будет перестраивать, в том числе возможно исторических.

В Законодательном собрании провела первое заседание рабочая группа по выработке концепции сохранения исторического центра Петербурга, куда входят депутаты, чиновники и эксперты. Главной задачей группы является разработка нормативно-правовых актов.
Основной такой акт — поправки в закон "О границах зон охраны объектов культурного наследия". Не так давно Госдума приняла поправки в Градкодекс, запретившие отклонения от высотного регламента, ранее прокуратура Петербурга ради борьбы с коррупцией направляла в ЗакС представление с требованием установить четкие критерии для принятия решений о невозможности реконструкции зданий (то есть о сносе) — все эти законодательные новации потребовали пересмотра закона.
Поправки хотя де-факто будут поправками, де-юре будут вноситься заново, то есть зоны охраны, что называется, "установят в новой редакции". Работу над ними вела "Архитектурная мастерская Никитина", которая делала проект зон охраны и в 2008 году, результат сейчас находится на государственной историко-культурной экспертизе. В итоге в Петербурге должны быть уточнены границы зон охраны, границы памятников, установлены градостроительные регламенты, а также уточнены границы и предметы охраны исторического поселения.
Кратко новшества описал начальник управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП Алексей Михайлов. Похоже, подход к историческим зданиям может измениться. Во-первых, доработают определения "внешнего облика" и другие, что важно для принятия решений о реконструкции, "откорректируют" основания для признания дома аварийным, определят порядок размещения рекламных конструкций. Во-вторых, высотные параметры застройки вернут к тем, что были одобрены Росохранкультурой в 2008 году. После этого администрация Валентины Матвиенко приняла в обход федерального ведомства новые правила, с чем и было связано последующее судебное разбирательство, закончившееся признанием незаконными более сотни высотных проектов.
Наконец, в-третьих, в законе появится так называемый "перечень диссонирующих объектов". Это здания, пояснил Михайлов, которые признаны не соответствующими исторической среде и которые можно реконструировать.
Законопроект должен быть внесен в ЗакС до 1 марта, а в декабре представлен на суд экспертам. Детали того, что озвучил представитель КГИОП, не раскрываются, сам он наотрез отказался что-либо комментировать. Но "диссонирующие объекты" вызвали у участников заседания вопросы: пока непонятно, какие здания и по каким критериям будут включены в перечень, и какова будет степень возможности их перестройки. Пока сказано лишь, что перечень будет исчерпывающим и адресным, а не по критериям, что, кстати, эксперты считают правильным.
Глава Центра экспертиз ЭКОМ Анатолий Карпов, например, полагает, что речь идет о "стекляшках советской постройки" — домах быта и прочих подобных зданиях. Но Михайлов упомянул в своем выступлении о том, что некоторые исторические здания после 1917 года перестраивались, иногда не единожды, и их "историчность" уже неоднозначна. То есть вполне возможно, что и старые дома попадут в "диссонирующие" и могут быть снесены.
Зампредседателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов считает неправильным сносить здания, даже изуродованные советскими перестройками. "Это не повод сносить. Даже если осталась хотя бы часть, нужно реконструировать", — говорит он. Также Кононов будет выступать против расширения оснований для аварийного сноса: "Есть исторические дома с аварийными конструкциями, я буду выступать за то, чтобы заменялись именно они, а не здания целиком". Эксперт отметил, что "диссонирующие объекты" и сейчас упоминаются в законах, и даже отмечены на картах. Их несколько сотен, но в исчерпывающий перечень их пока никто не объединял, поэтому есть возможность, что сейчас будут попытки так или иначе изменить и дополнить его.
Все это накладывается на дискуссию о границах исторического поселения и достопримечательного места. ЮНЕСКО и Комитет всемирного наследия еще не завершили работу по утверждению границ Петербурга как памятника, разобрались пока с самим центром и Кронштадтом, а вот третья часть, касающаяся пригородов, будет рассматриваться на сессии летом 2014 года, но о решении станет известно примерно в мае. Это также может повлиять на правила застройки в центре Петербурга.