Плиточные баталии

Последние пару лет конкуренция на рынке керамической плитки возрастает. Сам же сегмент растет не более чем на 10% ежегодно.

В 2012 г. объем потребления керамической плитки в России вырос, по данным исследовательской компании IndexBox, на 16% по сравнению с предыдущим годом и составил 218,8 млн м2. Доля поставок продукции российских производителей на внутренний рынок в натуральном выражении в 2012 г. составила 64,1%. На импорт пришлось 35,9%, что на 8,6% больше, чем в 2010 г. В топ стран — поставщиков продукции в Россию в прошлом году вошли: Китай ($77 млн), Украина ($49 млн), Италия ($26 млн), Испания ($14,3 млн).
По оценке аналитиков, в структуре производства год назад преобладала керамическая плитка для полов, доля которой составила 56%. Доля плитки для внутренней облицовки стен составила 42,5%. На фасадную плитку приходится лишь 1,5% отечественного производства.

Интернет — двигатель торговли

Тенденция последних лет, которая имеет сильное влияние на рынок, — появление онлайн–магазинов. Правда, влияние это распространяется в основном на сегмент частных покупателей. Отношение к "плиточным" интернет–магазинам у офлайн–игроков неоднозначное. "Интернет–торговля влияет на рынок в целом, — комментирует Елена Ковалис, коммерческий директор компании "Керамик Сити". — Такие компании могут позволить себе снижать цены по причине отсутствия накладных расходов на содержание экспозиции и штата сотрудников, а порой даже демпинговать. При такой продаже для покупателя существует определенный риск в получении товара в некондиционном состоянии, но возможность экономии нередко является определяющем моментом при выборе способа поставки". Алексей Давыденко, менеджер оптовой компании "Студия Керамики", особо не верит в ценовую конкуренцию между интернет–магазинами. "Производители обычно отслеживают цены в рознице, — поясняет он, — Так что если снижение стоимости и возможно, то лишь до определенного предела. А ряд производителей вообще запрещают снижать цены на свою продукцию".

Цена вопроса

Другой сегмент потребителей — оптовые закупщики. Это, как правило, строительные компании.Их доля, по словам экспертов рынка, составляет 60%. "Четверть клиентов — это розничные сети и магазины, остальные 15% — частники, включая дизайнеров и архитекторов", — говорит Константин Федотов, коммерческий директор компании "Питер–Керамика".
Для строительных компаний традиционно решающим фактором совершения покупки является цена. Упаковка, доставка и даже качество их интересуют в гораздо меньшей степени. Вполне логично, что для своих объектов они предпочитают покупать плитку российского или белорусского производства — ее стоимость колеблется от 250 рублей до 600 рублей за 1 м2. Импортная плитка в 2 раза дороже (1,2–1,3 тыс. рублей за 1 м2). Однако если речь идет о довольно престижных строительных объектах, то застройщики, по словам экспертов, закупают все–таки более дорогую плитку. Она может быть отечественного производства, но созданная по зарубежным аналогам и на импортном оборудовании либо импортная.
Таким образом, в настоящее время доля отечественных производителей хотя и ненамного, но превышает долю зарубежных, несмотря на отменное качество и современный дизайн последних. "В Петербурге клиенты склонны выбирать импортный вариант, а вот в Ленобласти, напротив, предпочитают бюджетный продукт", — комментирует Алексей Давыденко. По его словам, с 2012 г. на местном рынке появилась продукция немецких и турецких производителей, которая пользуется хорошим спросом. "Впрочем, по объемам продаж до испанцев и итальянцев им пока далеко. Хотя, например, торговый дом "Лаверна", продающий исключительно импортную керамическую плитку, весьма повысил свои продажи от реализации "детских коллекций" немецкой плитки, для которых характерен соответствующий дизайн", — замечает Алексей Давыденко.
Среди потребителей есть также группа клиентов, для которых цена — совершенно не определяющий фактор. "У нас покупают и итальянскую плитку с золотым напылением по 15 тыс. рублей за 1 м2, и мозаику с золотым напылением по цене до 4 тыс. евро за 1 м2", — говорит Константин Федотов.

Мозаика будущего

В целом, по словам экспертов, рынок керамической плитки, несмотря на высокую конкуренцию, еще далек от насыщения. Но бурного роста, какой был еще 5 лет назад, уже нет. Кризис 2008 г. стал возможностью для российских производителей, которые немного потеснили своих зарубежных коллег. Однако, как говорят эксперты, в недалеком будущем доля импортной плитки возрастет в связи с лучшим качеством и улучшением благосостояния населения. Если, конечно, не грянет новый экономический кризис.