"Деловой Петербург". Дальний Восток близко

Автор фото: Беликов Валентин

Компания "Свои люди" действует на всех фронтах: рыбу и морепродукты с Дальнего Востока фирма продает в собственных магазинах и в Интернете, поставляет в крупные сети. У российского рыбного рынка есть перспективы, отмечают ретейлеры: спрос покупателей на морепродукты в последнее время растет.

Создатели сети магазинов "Свои люди" Антон Искандыров и Филипп Галкин не случайно оказались в сфере торговли морепродуктами. Антон Искандыров окончил мореходное училище и долгое время работал штурманом–судоводителем, Филипп Галкин был сотрудником рыбной компании.
В 2012 году они решили открыть свое дело и начали с интернет–магазина: такой формат позволяет не только продавать, но и продвигать культуру потребления рыбы среди пользователей Сети. "Каждый отъезд на Сахалин влек за собой просьбы друзей привезти икры, чавычи, палтуса, — вспоминает Антон Искандыров. — Когда вес дальневосточных сувениров достиг 100 кг, мы поняли — многим интересна российская рыба. Но в магазинах не найти нерки, королевского лосося (чавыча)".
Так возникла идея продавать редкие виды рыб в Москве и Петербурге. ООО "Свои люди" закупает только дикую рыбу и только у российских рыбаков. Первое — не принципиальная позиция, а следствие того, что компании пока не встретился поставщик выращенной рыбы должного качества. А второе — основная идея фирмы: большую часть дальневосточных морепродуктов продают за рубеж, а россияне едят раскрученного норвежского лосося и дораду. Бизнесмены уверены, что отечественная чавыча тоже может стать брендом.

Сложнее всего довезти

Около 2 млн рублей стартового капитала на закупку товара собрали из личных накоплений: хотелось начать бизнес как можно быстрее. Вскоре бизнесмены привлекли еще одного партнера — Андрея Бабака, владельца рыбоперерабатывающего завода площадью 5 тыс. м2 в Подмосковье, ставшего местом для хранения и обработки продукции фирмы.
Сейчас бизнес ведется в нескольких направлениях: интернет–магазин, один офлайн–магазин в Петербурге и два в Москве, поставки в московскую сеть "Фирмач" (около 100 точек). В одном магазине продается около 100 кг морепродуктов в день. "Интернет–магазин дополняет обычный, — считает Антон Искандыров. — Сеть позволяет продвигать культуру потребления рыбы, а те, кто такому формату не доверяет, заказывают рыбу онлайн после первой покупки в обычном магазине".
Оборот фирмы — около 7 млн рублей в месяц. Эту цифру вскоре планируют увеличить: ведутся переговоры о поставках в элитные сети. Поначалу, рассказывают предприниматели, ретейлеры к ним относились скептически: рыба — не самый ходовой товар, да еще цены выше среднего.
"Конкуренция в нашей отрасли невелика, — говорит Антон Искандыров, — но есть другие сложности: например, титанически трудно довезти небольшие партии рыбы с Дальнего Востока до Москвы и Петербурга. Ее везут в замороженном виде, и особое внимание мы уделяем технике разморозки". Тем не менее покупателей становится больше, и бизнесмены планируют привлечь инвестора, чтобы увеличить объем продукции.

Спрос на морские звезды

Развитие рынка и культуры потребления морепродуктов для России актуально: по исследованиям Федерального агентства по рыболовству, россиянин съедает за год 18 – 22 кг рыбы и морепродуктов, и эта цифра начала снижаться, хотя с 2009 года стабильно росла. Для сравнения: в Японии потребление рыбы в год на человека составляет почти 70 кг.
Объем экспорта рыбы, по данным Росрыболовства, с января по апрель 2013 года превысил $1 млрд, а российский рынок агентство DISCOVERY Research Group оценило в $10 млрд.
Рыбу с Дальнего Востока в город поставляют также ООО "Саулос", ООО "ГЕБ", ООО "Людмила" и несколько ИП. При этом доставка увеличивает цену на продукт на несколько десятков процентов.
Руководитель управления по связям с общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов рассказывает, что рыба в магазинах сети продается в последнее время очень хорошо. "Спрос растет, — добавляет Владимир Русанов. — Именно поэтому мы открываем в "Перекрестках" специализированные отделы "Новый океан", где продается около 400 – 500 наименований рыбы в разных видах, морепродуктов". До 70 – 80% копченой, соленой, замороженной рыбы, снэков и консервов — отечественного производства. Остальное — импорт, в том числе почти все экзотические продукты.