"Выходной Петербург". Комитет толерантности

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Рейд УФМС на территории рынка Апраксин двор.

В Смольном создают комитет по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Историк Лев Лурье - о том, как политическая воля поможет решить национальный вопрос.

В Смольном создают новый комитет — по межнациональным и межконфессиональным отношениям. После Бирюлева, нападения на мигрантов в Москве и Петербурге в ходе "Русских маршей".
Петербург более национально гомогенный город, чем Москва. В столице гораздо больше рабочих мест для гастарбайтеров. Помимо выходцев из Средней Азии в столице крупные северокавказские землячества, большие афганская, китайская, вьетнамская диаспоры. В Петербурге значительно меньше, чем в Москве, северокавказских мусульман.
На наших глазах прошли три волны миграции. Первыми приехали в начале 1990–х армяне и грузины. Они быстро и хорошо адаптировались благодаря знанию русского языка, сильным земляческим связям и большой доле людей с высшим образованием.
Затем в Петербург хлынули азербайджанцы (по официальным данным, они крупнейшая иноязычная община в Петербурге). Им приспособиться к петербургской действительности было много сложнее, чем соседям. Народ преимущественно крестьянский, именно азербайджанцы стали преобладать в рыночной торговле овощами и фруктами. Постепенно в Петербурге появились местные азербайджанские олигархи, которые контролируют своих земляков, помогают с трудоустройством, улаживают конфликтные ситуации.
Наконец, в последние годы, сразу по окончании кризиса 2008 года, в Петербург приехало множество среднеазиатов. Вначале преобладали таджики, теперь — узбеки. Им жизнь в Петербурге особенно тяжела — плохо знают язык, мало по–настоящему влиятельных земляков. Как раз именно эта миграция вызывает недовольство коренного населения, хотя таджики и узбеки, в отличие от уроженцев Кавказа, мигранты по преимуществу временные. Трудолюбивые, покорные крестьяне. Заканчивается стройка — они в большинстве возвращаются домой.
В истории нашего города не было погромов по национальному принципу. Город портовый, университетский — приезжих видали. Но везде, в том числе в Петербурге, существует национализм двух типов.
Национализм социальный. При нем "они" — хитрые, спаянные, занимают лучшие места в обществе. А "мы" — добрые, гостеприимные, бесхитростные, душа нараспашку. И поэтому над нами глумится, по определению Игоря Шафаревича, малый народ. Этот набор лежит в основе антисемитизма, антиармянских настроений в Азербайджане и Турции, так думали "Черные пантеры" об американских белых и борющаяся с "новыми крестоносцами" "Аль–Каида" обо всех западных людях
Национализм превосходства — это когда "они" представляются дикими, сексуально озабоченными, грязнулями. "Мы" — цивилизованные, чистоплотные, законопослушные, а они своими варварскими нравами раздражают и в конце концов тихой сапой могут завоевать. Так американские расисты оценивают чернокожих, израильтяне — палестинцев, французский "Национальный фронт" — выходцев из Африки.
Преобладающая у нынешних националистов идеология довольно противоречивая. С одной стороны, американцы для них — пиндосы, а Запад — вечный враг России. С другой — идеи Льва Гумилева, предвосхитившие создание Евразийского союза, им тоже не нравятся. Среднеазиаты для них парии, к ним они относятся особенно жестоко.
Американцы к нам не поедут, а вот миграцию из Средней Азии, кажется, уже не остановишь. Довольствующиеся малым уроженцы Памира и Ферганской долины приносят бизнесу сверхприбыли. Сами мы уже давно живем как в Катаре, черной работаем себя не утруждаем, все больше в офисах. Просто в странах Персидского залива наших узбеков заменяют выходцы из Бангладеш и Малайзии.
Предотвращать межнациональные конфликты — дело власти. Пока это удавалось не блестяще. Программа "Толерантность", на которую городской бюджет тратил 88 млн рублей в год, очевидным образом провалилась. Наглядная агитация и специальные уроки в школах никакого результата не дают.
Смольный может производить шум, устраивать облавы в Апраксином дворе и патрулировать торговые улицы казачьими нарядами. Мигрантов от этого меньше не станет. Главная ответственность за нелегальную миграцию лежит на ФМС. Вот введение виз со странами Средней Азии действительно может ввести проблему в законное русло, но это от нашего начальства не зависит.
Можно проявить политическую волю к постепенной ассимиляции законно прибывших к нам людей с Востока. Но для этого надо твердо сказать: город готов принять столько–то человек, готовить их к принятию российского подданства, лечить, учить взрослых и детей русскому. И защищать от погромщиков.
За свою историю Петербург перемолол массу национальных групп. При желании можно и еще две–три.