Оставшимся без работы жителям моногородов, возможно, будут платить до 800 тыс. рублей из бюджета за переезд. Правительство не знает, как решить проблему, и перекладывает это на самих граждан, взамен предлагая немного денег.
Оставшиеся без работы жители моногородов при переезде смогут получать от 400 до 800 тыс. рублей "подъемных" из бюджета. О таком проекте рассказал на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
Если уволенный гражданин будет переезжать один, компенсация составит 400 тыс. рублей, если с семьей – вдвое больше, пояснил министр. Деньги, по словам Максима Топилина, выделяются на "обустройство на новом месте жительства".
Проблему моногородов Россия унаследовала от СССР и плановой экономики. В той системе можно было спокойно строить во всем городе один завод и не переживать по поводу спроса или чего бы то ни было еще.
В новых экономических условиях выяснилось, что продукция значительной части таких предприятий неконкурентоспособна. Появились и другие проблемы, как, скажем, в Пикалево, где единый комплекс разделили натрое, каждый из новых собственников стремился к прибыли, и комплекс в итоге прекратил работу.
По подсчетам экспертов, в России – 340 моногородов, и в половине из них – более или менее серьезные экономические проблемы. Потеря работы там – происшествие серьезнее некуда. Переезд в другой регион усложнен особенностями российского рынка недвижимости, паспортного контроля, географией страны и привычками граждан.
В правительстве так и не придумали системы работы с моногородами, и в итоге предоставили решать этот вопрос самим гражданам. Взамен дадут немного бюджетных денег. Это вполне укладывается в реалии современной отечественной экономической политики.
Некоторые экономисты, впрочем, сразу, еще четыре года назад, когда Пикалево стал застрельщиком проблемы моногородов, предлагали пойти именно этим путем. Только, по их мнению, выделить денег недостаточно – нужен еще легальный рынок недорогого съемного жилья для таких граждан и решение проблемы паспортного контроля.
Недостатки идеи Максима Топилина перечисляет начальник аналитического отдела банка БФА Денис Демин: "Когда мы раздаем кому-то деньги – это коррупциогенная мера. Что мы стимулируем, раздавая деньги? Уверены ли мы, что они переедут туда, где они нужны? Если человек хочет переехать, ему нужна работа на новом месте, а не компенсация за переезд".
Есть и другой аспект: понятие "моногорода" в современных условиях представляется несколько расплывчатым. Даже в городах, где есть градообразующие предприятия, есть и другие сферы экономики. Стимулировать нужно экономический рост и развитие рынка труда, а не благосостояние конкретных неэффективных предприятий и их сотрудников.
Если идея будет реализована, это законсервирует проблему, говорят эксперты: решается проблема пиара, поддерживается иждивенчество, к реальному рынку труда субсидии отношения не имеют. Правительство со времен Пикалево боится моногородов, боится подступиться к этой проблеме и просто консервирует ее, но в итоге может стать еще хуже.