Людям нужно счастье

Поиск персонала в социальных сетях, акцент на вовлеченность и удовлетворенность сотрудников, а также масштабные инвестиции в таланты — вот основные тренды, которым сегодня следует HR–специалист каждой уважающей себя компании.

Все опрошенные ДП "Y" эксперты среди главных HR– трендов 2013 года назвали борьбу за таланты. Причем, как замечает Светлана Катаева, управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting, компании делают фокус не на зарплате, бонусах и бенефитах, а на повышении уровня удовлетворенности и вовлеченности сотрудников. "Этот тренд уже четко прослеживался в европейских компаниях год–два назад, но сейчас его подхватили и российские компании", — уточняет Светлана Катаева. "Компании тратят большие бюджеты на идентификацию талантов как внутри организации, так и на входящих внешних кандидатов", — согласен с мнением коллеги партнер HR Solutions Рафаил Алиев.
Впрочем, определение "большие" больше подходит для европейских или заокеанских работодателей. Так, например, по данным Employer Brand International, американские компании ежегодно инвестируют в поиск талантов около $3 млрд. В России же общий объем инвестиций исследователи назвать затрудняются. По итогам исследования PwC Saratoga 2013, инвестиции в обучение и развитие персонала хотя и выросли в этом году на 30%, но составляют пока не более 10 тыс. рублей, или почти $300, на одного работника, а процент работодателей, делающих это, составляет около 64%.

Спрос на гибкость

Среди HR–трендов этого года также называются: поиск персонала в социальных и профессиональных сетях, использование новых инструментов рекрутмента (видеинтервью, ролики — презентации компании, поиск по рекомендациям, которые дают сами работники), дальнейшее развитие рынка программного обеспечения для HR, а также мобильных версий и приложений.
Причин, которые влияют на появление и проявление этих трендов, по мнению Евгения Доценко, руководителя направления HR–консалтинга ГК "Институт Тренинга — АРБ Про", несколько. Это ситуация на рынке труда и выход на его просторы так называемого поколения Y. "Тезис, прозвучавший лет пять назад: "Люди есть, а тех, кто нужен, нет", — все еще актуален", — замечает эксперт.

В поисках счастья

Также в бизнесе с каждым годом растет потребность в новых лидерах, есть большой спрос на гибкость и практичность HR–решений, и даже влияет растущий со стороны работников спрос на счастье! С первыми более–менее понятно (эти факторы всегда влияют на кадровую политику), но вот счастье! Дело в том, что люди все чаще ищут именно состояние счастья, косвенным подтверждением чему может служить статистика запросов в поисковых системах. Так, за последние 5 лет упало количество запросов, содержащих слово "удовлетворенность", и почти в 2,5 раза выросло число запросов, содержащих слово "счастье". То есть люди ищут счастье в прямом и переносном смысле". Кстати, в HR–стратегиях ряда транснациональных компаний напрямую указывается, что задача эйчара состоит в том, чтобы управлять уровнем счастья сотрудников.
Делать это, по словам Евгения Доценко, нетрудно: нужно убрать часть факторов, которые делают людей несчастными. "Что повышает уровень счастья? Полнота жизни! — размышляет он. — Но что мы делаем для того, чтобы вместо монотонного бытия иметь фонтан энергии? Любовь и привязанность, семья, здоровье, интерес, благодарность других, наличие смысла — список не исчерпывающий. Но все это не корпоративные инструменты, эйчары не могут их предложить работникам. Но! Они могут создать условия, чтобы либо иметь предпосылки для переживания счастья, либо, наоборот, заведомо этот уровень счастья снижать".

Нет доверия

Несмотря на то что пока во многих российских компаниях эйчарам не доверяют не то что управлять уровнем счастья людей, но даже хоть как–то влиять на бизнес, находятся положительные примеры того, что эйчары идут в ногу со временем. "Многие новации в HR, происходящие в иностранном бизнесе, не остаются не замеченными крупным российским бизнесом и активно применяются, — говорит Рафаил Алиев. — Более того, крупный российский бизнес часто сам является инициатором внедрения современных HR–практик. Среди таких компаний, например, "Северсталь", "Полиметал", Сбербанк, МТС и другие".
Интересный и успешно развивающийся тренд — корпоративный университет. В нашей компании он тоже есть. Почти 200 из 400 сотрудников прошли в нем обучение. В 2012 г. мы обновили программу. Сегодня она называется "Генеральный директор" и помогает разрабатывать стратегию компании и внедрять систему управления, которая позволяет ее реализовать. Мы внимательно изучаем опыт других компаний и кое–что хотели бы взять себе на вооружение. Например, в "Буквоеде" проходят регулярные встречи HR–специалистов, где обсуждаются идеи и примеры их внедрения. В проекте компании MARS "Формирование пула коучей" разработана методика, помогающая сотрудникам с высоким личностным и профессиональным потенциалом выйти на новый уровень эффективности.
Наталья Ярова
директор по персоналу ЗАО "Кондитерское объединение "Любимый край"