"Деловой Петербург". Олимпийский подход к конкуренции

Автор фото: Roma Yandolin
ВТБ, Мегафон

История о том, как "Мегафон" в олимпийском Сочи нашел свое ноу–хау, отменив конкуренцию.

Уникальный подход российских властей к подготовке Олимпиады в Сочи проявился не только в рекордных тратах, загубленной природе и сорванных сроках строительства. Не обошлось без ноу–хау и в сфере телекоммуникаций. Оргкомитет Олимпиады впервые в истории этих Игр решил предоставить эксклюзивное право покрыть спортивные объекты своей сетью LTE лишь одному оператору — ОАО "МегаФон". Объяснили организаторы столь избирательный подход тем, что оператор еще с 2009 года один из основных спонсоров этих Игр. И он вложит в них в общей сложности $130 млн. Поэтому остальным участникам рынка, несмотря на их настойчивые просьбы, установить свое оборудование не разрешили. Более того, комиссия по радиочастотам запретила им разворачивать сети LTE во всем Краснодарском крае аж до 2016 года, несмотря на наличие частот.
Во всей этой истории есть как минимум две пострадавшие стороны. Во–первых, это абоненты других операторов. Как известно, многие из этих объектов Олимпиады находятся в заповедной зоне, а потому охватывать их мобильной связью раньше никому в голову не приходило. Это значит, что будущие зрители Олимпиады, не имеющие в телефоне бело–зеленой sim–карты, рано или поздно испытают проблемы со связью. Конечно, если не воспользуются роумингом — для этого новую сеть придется либо выбрать вручную в настройках телефона, либо перезагрузить его. При этом о мобильном Интернете абонентам других сетей, похоже, придется забыть — об этом операторы между собой пока не договорились.
Разумеется, роуминг бесплатным не бывает, поэтому конечного потребителя ожидают дополнительные затраты, а "МегаФон" — дополнительный заработок от обслуживания роуминговых клиентов. Альтернативой, и наверняка весьма желанной для "МегаФона", станет покупка sim–карты от спонсора. Пока в "МегаФоне" говорят о 150 специалистах по продажам, которые будут обслуживать мероприятие в Сочи. Один из них может подключить за день не более 100 человек. Какие могут при этом образоваться очереди, можно только догадываться. Так что не исключено, что помощь волонтеров в этот день потребуется не только организаторам Олимпиады.
Вторая пострадавшая сторона, разумеется, конкуренты "МегаФона", которые до сих пор недоумевают, почему из–за Олимпиады необходимо искусственно сдерживать их развитие. В любой западной стране такое решение наверняка стало бы предметом громкого скандала с участием антимонопольных органов. У нас же участники рынка лишь пожалуются, поворчат и успокоятся. Все же понимают, что поддержка спорта у нас в стране — дело государственной важности. Особенно если речь идет о горных лыжах или о дзюдо. В Петербурге, кстати, ситуация, похожая на то, что происходит в олимпийском Сочи, существует уже давно. Правда, не в горах, а, наоборот, под землей. На поверхности уже давно применение LTE на носу, а в тоннелях между станциями ловится сеть лишь одного спортивно–ориентированного оператора.