Маршрутки без прав

С сегодняшнего дня 10 тыс. работающих в Петербурге водителей–мигрантов с иностранными правами по закону не могут возить пассажиров.

С 5 ноября в силу вступают поправки в Кодекс об административных правонарушениях, из–за которых иностранные водители не смогут перевозить пассажиров по полученным за границей правам. По большей части разговор идет о правах, полученных в ближнем зарубежье. Сейчас все компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, в экстренном порядке переучивают персонал. Так как опыт вождения у работников уже есть, то им нужно сдать только теоретический экзамен. Планируется, что права будут выдавать на срок действия миграционной карты, а при повторном обращении срок их действия будет просто продлен. Несмотря на то что закон вступил в силу уже сегодня, административные санкции к перевозчикам, чьи подчиненные не успели сдать экзамен, будут применяться только с мая 2014 года. После этого момента организации, в которых на маршрут вышли водители без российских прав, будут оштрафованы на 50 тыс. рублей.

Популярная тема

Всего в Ленобласти около 13 тыс. водителей, работающих без прав российского образца, из них около 10 тыс. — в Петербурге. По данным ГИБДД на 30 октября, с экзаменом успешно справились всего 25 человек. В таких показателях инспекторы винят самих перевозчиков. "Из 800 заявок, поступивших к нам 30 декабря, к экзамену были представлены 306 человек, а допущены лишь 287. Вторая проблема: многие работодатели не предоставили полного пакета документов. А те, кто собрал все документы, часто не переводят их на русский язык и не заверяют у нотариуса", — говорят в ГИБДД. В ведомстве сомневаются, что при таком подходе перевозчики успеют к назначенному сроку аттестовать своих работников. В компаниях–перевозчиках затруднились огласить предварительные результаты переэкзаменовки, но заверили, что все идет по плану и проблем нет.
В "Питеравто" сдача экзаменов только началась, а в "Третьем парке" уже идет полным ходом.
"Да, есть те, кто не с первого раза сдает теоретический экзамен. Но сейчас это пока что не критично — количество пересдач не ограничено. Я думаю, что в этой ситуации у самих водителей есть сильная мотивация: они понимают, что если не сдадут экзамен, то на рейс их не выпустят", — пояснили в "Третьем парке".
Тем временем водители всерьез напуганы предстоящими экзаменами: в каждой второй маршрутке лежит сборник задач для сдачи экзамена категории D, в разговорах с коллегами эта тема одна из самых популярных.

Решать изнутри

Руководители компаний в целом настроены оптимистично.
Они давно проводят для своих сотрудников подобные стажировки, и перспектива повторного тестирования сотрудников их не пугает.
"Фактически данная инициатива практиковалась во всех автопарках города. Перевозчики сами брали на себя роль экзаменаторов и проверяли профпригодность новых сотрудников, тестируя их при приеме на работу. В компанию никогда не сможет устроиться работать человек, не знающий ПДД или вызывающий определенные сомнения у инструкторов по вождению", — рассказали в "Питеравто".
"В конце концов, один только автобус стоит около 4,5 млн рублей — логично, что компания хочет быть уверена в профессионализме водителя", — добавили в "Третьем парке". В компании говорят, что с 5 ноября будут выпускать на линии водителей–мигрантов без российских прав, понимая, что это незаконно. Принятый закон подталкивает многих на прямое нарушение законодательства, так как беспрекословное его соблюдение означает невозможность выполнения прямых обязательств по перевозке пассажиров и срыв планов, что повлечет определенные последствия. Участники рынка подчеркивают, что на данный момент закон сырой и содержит множество неясностей. В нем нет, например, регламентов сдачи экзамена и получения прав.
Возможное сокращение штата водителей может сильно ударить по отрасли, главная проблема которой — нехватка квалифицированных кадров. По словам участников рынка, общий дефицит по Петербургу составляет более 3 тыс. человек. "Необходимы как минимум государственные программы по обучению водительского состава. Сейчас в городе работает одно такое предприятие, которое выпускает в год не более 200 водителей категории D. Чтобы самостоятельно переобучиться на водителя автобуса с категории В на D, необходимо заплатить примерно 50 тыс. рублей. А если начинать с нуля, то стоимость обучения возрастает до 80–90 тыс. Стоит ли говорить, что желающих немного. Проблему отрасли надо решать изнутри, а не бороться с ее последствиями", — считают в "Питеравто".