В России сегодня — День народного единства. Нельзя сказать, что она его празднует. Объединяющих мероприятий не видно, другие — Русские марши — не слишком многочисленны. Гораздо больше людей собрал крестный ход: в православном календаре тоже праздник.
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Нельзя сказать, чтобы она его праздновала. Условность и искусственность торжества и некоторые в высшей степени необъединяющие мероприятия, традиционно проходящие в этот день, подчеркивают, насколько серьезные у нас проблемы с народным единством.
Праздник стал государственным в 2004 году и впервые отмечался годом позже. Дату выбирали поближе к 7 ноября, рассчитывая еще и на условные рефлексы.
Несколько дней назад мы провели опрос на сайте dp.ru: спрашивали, считают ли читатели 4 ноября праздником. Более 60% респондентов ответили, что праздник этот искусственный. Важным для страны и лично для себя его считают 9% проголосовавших.
Собственно, то событие, к которому отсылает праздник (изгнание польского воинства из Кремля) произошло пятью днями позже, а в этот день войско Минина и Пожарского еще только вошло в Китай-город. Князь Пожарский держал в руках икону Казанской Божьей матери и пообещал в честь этой победы построить храм (что позже и было сделано). В русской православной церкви в этот же день – празднование иконы Казанской Божьей матери.
Все эти годы празднование проходило по схожему сценарию. Во-первых, в силу православных смыслов праздника – крестные ходы. Во-вторых, Русские марши: почему националисты выбрали именно эту дату, неясно, но теперь это тоже традиция.
На фото: Крестный ход
По этому сценарию проходит праздник и в этом году. В Петербурге крестный ход прошел от Казанского собора к Исаакиевскому – еще одна возобновляемая традиция. Участие в марше приняли более 50 тысяч человек, включая членов правительства и фанатов футбольного клуба "Зенит". Происшествий зафиксировано не было. Несколько православных акций также прошли в Москве и других городах.
В Москве, как и в прошлые годы, Русский марш пытались провести в центре, но мэрия снова отправила его участников в Люблино. Оппозиция, как и прежде, спорит, нужно ли участвовать в этой акции, солидаризируясь с довольно значительной частью общества, или следует эту часть считать маргиналами и с ней не считаться.
Никого из политиков "первой руки" на Марше не ожидалось. Алексей Навальный заявил, что сочувствует акции, но принимать в ней участия не будет, чтобы не давать повода гостелевидению рассказывать о "слиянии фашистов с либералами" и чтобы не ссорить одних своих избирателей, которые против Русских маршей, с другими, которые за. Михаил Прохоров сказал проще: на марш ходить не надо.
Участвуют в люблинской акции около 10 тысяч человек. Меры безопасности и в Москве, и в других городах усиленные: так бывало и всегда, а уж в этом году, после Бирюлево, по-другому и быть не могло.
Очевидцы говорят, что в Люблино все обычные составляющие на месте — и нацистские приветствия, и массовое участие школьников, и немногочисленные футбольные фанаты, и группа "Коловрат". Пока инцидентов не зафиксировано. Кроме этого митинга, в столице проходят еще несколько акций, но в них участвует значительно меньше людей.
В Петербурге Русских маршей – два: один согласованный, на Марсовом поле, другой несогласованный – у БКЗ. Все 30 потенциальных участников последнего задержаны. На Марсовом поле собралось около тысячи человек. Акция началась без происшествий.
В других городах акции националистов собирают от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Можно констатировать, что 99% граждан страны эти мероприятия игнорируют. И проблема народного единства, и проблема русской самоидентификации внутри (или не внутри) этого единства, несомненно, существуют. Но, по-видимому, не являются чересчур острыми. И не видят подходящих личностей, площадок, поводов и форматов.
И 4 ноября — просто выходной день.