Уже с 5 ноября 10 тысяч работающих в Петербурге водителей-мигрантов с иностранными правами по закону не смогут возить пассажиров. До вторника они еще могут успеть сдать экзамен в ГИБДД. Но у тех, кто сейчас пытается это сделать, статистика печальная: из 287 допущенных до экзамена с ним справились только 25 человек. Но похоже, не сдавшие продолжат возить петербуржцев, ведь штрафы за отсутствие у водителей российских прав будут выписывать автопаркам только с мая 2014 года.
На следующей неделе в силу вступают поправки в Кодекс об административных правонарушениях, из-за которых иностранные водители не смогут перевозить пассажиров по полученным за границей правам. По большей части разговор идет о правах, полученных в ближнем зарубежье. Сейчас все компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, в экстренном порядке переучивают свой персонал. Так как опыт вождения у работников уже есть, то им нужно сдать только теоретический экзамен. Планируется, что права будут выдавать на срок действия миграционной карты, а при повторном обращении срок их действия будет просто продлен. Несмотря на то, что закон вступит в силу уже 5 ноября, административные санкции к перевозчикам, чьи подчиненные не успели сдать экзамен, будут применяться только с мая 2014 года. После этого момента организации, в которых на маршрут вышли водители без российских прав, будут оштрафованы на 50 тыс. рублей.
Всего в Ленобласти около 13 тысяч водителей, работающих без прав российского образца, из них около 10 тыс — в Петербурге. По данным ГИБДД на 30 октября, с экзаменом успешно справились всего 25 человек. В таких показателях инспекторы винят самих перевозчиков. "Из 800 заявок, поступивших к нам 30 декабря, к экзамену были представлены 306 человек, а допущены на него лишь 287. Цифры говорят сами за себя: можно оценить степень подготовки. Вторая проблема в том, что работодатели в большинстве своем не предоставили полный пакет документов. А те, кто собрал все документы, часто не переводят их на русский язык и не заверяют у нотариуса", — говорят в ГИБДД. В ведомстве сомневаются, что при таком подходе перевозчики успеют к назначенному сроку аттестовать своих работников.
Несмотря на то что в силу закон вступит уже совсем скоро, компании-перевозчики затруднились огласить предварительные результаты переэкзаменовки, но заверили, что все идет по плану и проблем нет. В "Питеравто" сдача экзаменов только началась, а в "Третьем парке" она уже идет полным ходом. "Да, есть те, кто не с первого раза сдают теоретический экзамен. Но сейчас это пока что не критично — количество пересдач не ограничено, можно сдавать каждую неделю. Я думаю, что в этой ситуации у самих водителей есть сильная мотивация: они понимают, что если не сдадут экзамен, то на рейс их не выпустят", — пояснили в "Третьем парке". Тем временем, по наблюдениям dp.ru, водители всерьез напуганы предстоящими экзаменами: в каждой второй маршрутке лежит сборник задач для сдачи экзамена категории D, в разговорах с коллегами эта тема — одна из самых популярных.
Руководители компаний в целом настроены оптимистично. Они давно проводят для своих сотрудников подобные стажировки, и перспектива повторного тестирования сотрудников их не пугает. "Фактически, данная инициатива практиковалась во всех автопарках города. Перевозчики сами брали на себя роль экзаменаторов и проверяли профпригодность новых сотрудников, тестируя их при приеме на работу. В компанию никогда не сможет устроиться работать человек, не знающий ПДД или вызывающий определенные сомнения у инструкторов по вождению", — рассказали в "Питеравто". "В конце концов, один только автобус стоит около 4,5 млн рублей — логично, что компания хочет быть уверена в профессионализме водителя", — добавили в "Третьем парке".
В "Третьем парке" прямо говорят, что с 5 ноября не будут выпускать на линии водителей-мигрантов без российских прав, потому что это незаконно. "У нас есть социальные обязательства по перевозке пассажиров, и мы не будем срывать эти планы. этого мы будем выпускать водителей из резерва, у которых есть российские права", — заявили в компании.
Однако, в личных разговорах участники рынка подчеркивают, что на данный момент закон "сырой" и содержит множество неясностей. В нем нет, например, регламента сдачи экзамена, нет регламента получения прав. "Непонятно, как тем, кто успешно сдал экзамен, получать документы. Эти люди — подданные других государств. Для них должен быть другой регламент получения. Плюс, это будут даже не права, в просто справка", — пояснил собеседник dp.ru. Из-за этого сейчас работа проходит в авральном режиме: до последнего момента никто, включая ГИБДД и ФМС, не знали, как именно должна проходить эта процедура. К слову, в ГИБДД об этом ничего рассказать не смогли, заверив, что проблем нет и все делается "по установленной форме", и водителям, сдавшим экзамен, будет выдаваться обычное российское национальное водительское удостоверение.
Возможное сокращение штата водителей может сильно ударить по отрасли, главная проблема которой — нехватка квалифицированных кадров. По словам участников рынка, общий дефицит по Петербургу составляет более 3 тысяч человек, и вряд ли инициатива с переэкзаменовкой поможет решить проблему. "Необходимы, как минимум, государственные программы по обучению водительского состава. Сейчас в городе работает одно такое предприятие, которое выпускает в год не более 200 водителей категории D. Чтобы самостоятельно переобучиться на водителя автобуса с категории В на D, необходимо заплатить примерно 50 тыс. рублей. А если начинать с нуля, то стоимость обучения возрастает до 80-90 тыс. рублей. Стоит ли говорить, что желающих немного. Проблему отрасли надо решать изнутри, а не бороться с ее последствиями", — считают в "Питеравто".