"Деловой Петербург". В надежде на рост

Автор фото: Волков Павел

Владельцы контейнерных терминалов Петербурга и Усть–Луги намерены удвоить мощности по перевалке контейнеров, несмотря на избыток существующих мощностей, замедление темпов прироста грузооборота и снижение рентабельности бизнеса.

До 2011 года контейнерный оборот в петербургском порту возрастал в среднем на 30% в год, а с 2012–го темпы прироста резко упали до 7% и продолжают замедляться, свидетельствует статистика ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт–Петербург".
Мощности стивидоров полностью не задействованы — пропускная способность контейнерных терминалов Петербурга и Усть–Луги уже превышает потребность примерно в 1,5 раза. Темпы прироста выручки и прибыли сокращаются еще быстрее (см. инфографику). Но, несмотря на это, стивидоры заявляют о планах по расширению мощностей.

Таможня ускорила оборот

Как это ни парадоксально, но существенную часть доходов терминалы теряют благодаря улучшению работы таможни вследствие сокращения срока пребывания контейнера на терминале. "На сегодня средний срок хранения импортного контейнера — 4 – 5 дней", — пояснили "ДП" в "Контейнерном терминале Санкт–Петербург" (КТСП).
Причем, как правило, 5 дней терминалы хранят груз бесплатно. Доля доходов от услуг по хранению контейнеров в совокупной выручке стивидоров за последние 3 года упала с 45 до 25%, пояснил один из участников рынка. При этом избыток мощностей и конкуренция не позволяют компаниям поднять ставки за погрузо–разгрузочные работы так, чтобы компенсировать потери. В итоге рентабельность по чистой прибыли снижается — в 2011 году она составляла 40%, а в 2012–м — 32%.

Контейнерные амбиции

Несмотря на снижение прибыльности, стивидоры планируют крупные инвестиции в расширение производственных мощностей.
Около года назад в Усть–Луге заработал новый контейнерный терминал Национальной контейнерной компании (НКК, была куплена в сентябре этого года компанией Global Ports).
К 2025 году владельцы Усть–Лужского контейнерного терминала планируют увеличить его мощность с 440 тыс. до 2,9 млн TEU (условное обозначение 20–футового контейнера).
В такие же сроки группа UCL Port, входящая в UCL Holding Владимира Лисина, намерена вложить 8 млрд рублей в почти четырехкратное увеличение мощностей КТСП (до 1,4 млн TEU в год).
В ближайшей перспективе НКК собиралась нарастить на 20%, до 1,5 млн TEU, пропускную способность своего крупнейшего актива — Первого контейнерного терминала.
Холдинговая компания "Форум" Дмитрия Михальченко намерена к концу 2015 года запустить новый терминал в Бронке на южном берегу Финского залива. Хотя этот проект начинался еще в период дефицита контейнерных мощностей, их сегодняшний избыток не смущает инвестора. По словам исполнительного директора ООО "Феникс" ("дочка" "Форума", реализующая проект) Алексея Шуклецова, компания ведет переговоры с германским контейнерным оператором Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA). "Мы хотим перенять их технологии", — говорит эксперт.
Эта германская компания, владеющая четырьмя терминалами в порту Гамбурга, обрабатывает 90% контейнеров из 9 млн проходящих через порт за год.
В HHLA подтвердили интерес к России, но детали проекта пока не готовы обсуждать.
Россия — второй после Китая партнер гамбургского порта, из которого в Петербург приходит 95% грузов. В совокупном грузообороте германского порта доля РФ составляет примерно 10%.