За 4 месяца до Олимпиады авиакомпании убирают из продажи самые дешевые авиабилеты в Сочи. Так они обходят постановление правительства о "заморозке" тарифов на время Игр. Если сейчас минимальная цена билета туда/назад – около 10 тыс. рублей, то в начале февраля будет уже 23 тыс. рублей – дороже, чем в Нью-Йорк.
Олимпийские игры в Сочи начнутся уже через три месяца. Вовсю идет продажа билетов как на спортивные события, так и на перелет в Адлер (аэропорт Сочи). Правительство России в конце сентября опубликовало постановление, в котором запрещало компаниям взвинчивать цены на услуги в период Олимпиады и Паралимпиады. С первого взгляда, власти позаботились о гражданах по полной — ограничения коснулись не только крупных авиаперевозчиков, но даже простых таксистов и прачечных.
Как говорится в постановлении, Министерство транспорта должно до 31 октября этого года заключить соглашения с авиа- и железнодорожными перевозчиками, которые поумерили бы желание нажиться на любви сограждан к спорту.
Однако, уже сейчас видно, что перевозчики стараются по полной увеличить прибыль. Из Петербурга в Адлер летают две авиакомпании: дочерняя "Аэрофлоту" "Россия" и сам "Аэрофлот". Согласно данным поисковика билетов Momomdo, который сортирует билеты по цене, перелет авиакомпанией "Россия" туда-обратно 7 ноября и 23 ноября обойдется, как минимум, в 9722 рублей, а в феврале в эти же дни, когда как раз и пройдут игры, — 21 730 тыс. рублей. В "Аэрофлоте" цены примерно на 1 тыс. рублей больше.
Если углубиться в сравнение стоимости билетов и зайти на сайты самих авиакомпаний, то выяснится, что перевозчики не просто поднимают цены на билеты, а отменяют дешевые тарифы. Так, например, у "Аэрофлота" в "Экономклассе" есть 3 тарифа: "Бюджет", "Оптимум" и "Премиум". В ноябре "Аэрофлот" продает в них билеты за 5163 рублей, 7663 рублей и 24 163 рублей соответственно. А вот к февралю ситуация меняется: "Бюджета" там уже нет, "Оптимум", несмотря уверения в "заморозке" тарифов, подорожал на 4 тыс. рублей, "Премиум" остался на месте по той же цене. Не изменился и расклад по "Бизнес-классу": цены на "Оптиму" и "Премиум" остались те же: 24 163 тыс. рублей и 34 163 тыс. рублей. Похожая ситуация и у "России": на время Игр компания просто отменяет продажу билетов по двум самым дешевым тарифам, правда сами тарифы, в отличие от "Аэрофлота", не увеличиваются.
Кстати, размышляя над вопросами тарифообразования, можно отметить, что улететь в олимпийские дни из Петербурга в Нью-Йорк самолетами той же авиакомпании "Россия" будет гораздо дешевле, чем в Сочи: 16 122 рубля туда-обратно.
Получается, что авиакомпании просто убирают из продажи самые дешевые билеты, рассчитывая, видимо, на то, что болельщики, не имея выбора, купят билеты классом выше. В "России" на просьбу прокомментировать ситуацию задают вопрос: почему бы не предположить, что дешевые билеты уже все раскуплены? Это действительно можно было бы предположить, если бы де-факто билеты по тарифу "Популярный эконом" и "Гибкий эконом" не давали права пролета на одном и том же кресле. С разницей лишь в условиях возврата и обмена билета. И раз билеты по тарифу "Гибкий" все еще продаются, значит свободные места все еще есть.
В "России" поясняют, что разница заключается в условиях применения тарифов, но по каждому тарифу на рейсе присутствуют свои квоты мест. "Вы же не будете оспаривать факт, что период олимпиады популярнее периода "ноябрьского пляжа"?" — говорят в компании.
В "Аэрофлоте" dp.ru пояснили, что компания не повышала и не планирует повышать стоимость билетов на этом направлении, а информация, которую мы зафиксировали на скриншотах с сайта, относится к компании "Россия". "Эта компания — наше дочернее предприятие, поэтому ее рейсы мы тоже публикуем. У "Аэрофлота" нет прямого рейса из Петербурга в Адлер. Поэтому все перелеты проходят через Москву", — объяснили там, настаивая, что редакция ошиблась при расчетах стоимости билетов.
"Если посмотреть на цены перелета из Москвы в Адлер, то они не менялись и не будут меняться. Просто самые дешевые билеты уже давно распроданы, и поисковая система показывает оставшиеся. Что касается перелета из Петербурга в Москву, то вы не учитываете, что оно само по себе очень популярно, независимо от Олимпиады. Плюс, 7 февраля выпадает на пятницу, когда пассажиропоток из Петербурга в Москву максимальный", — объяснили в компании. Однако, остается вопрос, почему все-таки "Аэрофлот" от своего имени продавая билеты дочернего перевозчика "Россия", и даже имея собственный код рейса (SU), все равно не несет ответственности за ценооборазование.
Генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак говорит, что авиакомпании в любом случае будут выполнять постановление правительства. Но будут, скорее всего, использовать некоторые лазейки, чтобы извлечь из Олимпиады максимум выгоды. "На месте коммерческого директора я бы просто убрал из продажи билеты дешевых типов, оставив более дорогие варианты "экономкласса". В таком случае удастся не нарушить закон и увеличить прибыль", — пояснил он, добавив, что "Аэрофлот" и дочерняя ему "Россия", скорее всего, поступили именно так. То есть, получается, что они будут продавать одно и то же кресло в самолете по вдвое более высокой цене, объясняя это разными условиями предоставления услуг. "Не думаю, что компания, которая является официальным перевозчиком Олимпийских игр, будет в открытую нарушать закон", — подытожил эксперт.
Однако факт остается фактом. Билеты на самолет в салоне эконом-класса из Петербурга в Сочи в феврале будут стоить минимум 23 тыс. рублей, тогда как полет в ноябре обойдется чуть дороже 10 тыс. рублей.