Минфин: Россия через три года может вдвое увеличить внешний госдолг

Автор фото: Гонтарь Николай
Россия, Ленинградская область, 22.06.2012.Встреча президента РФ. В.В. Путина с президентом Финляндии Саули Ниинисто на курорте Игора

По данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 2013 году составит 521 млрд рублей, а внешний госдолг может увеличиться к началу 2014 года до $62,2 млрд. Госдолг будет расти впервые за 12 лет.

Во вторник Минфин опубликовал на своем сайте законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". В 2013 году государство собирается получить 12,9 трлн рублей доходов и израсходовать 13,4 трлн. Дефицит бюджета будет больше 521 млрд рублей.
К 2014 году ситуация значительно улучшится: Минфин прогнозирует 14 трлн доходов и 14,2 трлн рублей расходов. Дефицит составит лишь 143,6 млрд рублей. К 2015 году власти планируют сократить дефицит бюджета уже до 10,8 млрд рублей.
На 2014 год чиновники прогнозируют объем ВВП в 73,9 трлн, а в 2015 – 82,9 трлн рублей. При этом прогнозный уровень инфляции еще в 2013 году - 5,5%, с 2014 он сокращен до 5%, сообщают специалисты Минфина.
При этом объемы госдолга будут только расти. На 1 августа 2012 года внешний государственный долг составляет $41,3 млрд (33,6 млрд евро). К 2014 году правительство планирует увеличить его верхний порог до $66,2 млрд, а к 2015 году, согласно планам Минфина, он вырастет до $75,8 млрд.
2012 год будет переломным в плане динамики внешнего госдолга – до этого власти шли по пути его сокращения. Даже за кризисные 2008-2009 годы удалось отдать около $7,3 млрд. На 1 января 2012 года объем госдолга равнялся $33,5 млрд, но в этом году правительство решило изменить свою долговую политику.
С начала года внешний долг России увеличился на $7,8 млрд – и власти не намерены на этом останавливаться. За три года долг может увеличиться более чем вдвое – на $42,3 млрд. Государство фактически вернется к тому уровню задолженности, который в последний раз был в России в 2006 году.
Аналитики отмечают, что займы вряд ли достигнут максимального значения, заявленного в проекте. Будущий рост госдолга они связывают с тем, что правительство страхуется от рисков. "В критический момент, да еще и при падении цен на нефть, очень сложно взять займ. Есть, конечно, Резервный фонд, но государство в любом случае предпочтет увеличивать внешний долг, но не брать из фонда. Эти займы пойдут, в том числе, и на покрытие ожидающегося дефицита бюджета", - пояснил Владимир Тихомиров, главный экономист ИК "Открытие Капитал".
При этом в том же проекте Минфина сообщается, что Россия сможет ежегодно размещать суверенные еврооблигации на сумму до $7 млрд. В марте государство уже прибегло к зарубежному займу. Всего было три выпуска облигаций: 5-летние на $2 млрд, 10-летние на еще $2 млрд и, наконец, 30-летние – на $3 млрд. В бюджете до 2014 года также учитывается возможность зарубежных займов до $7 млрд в год.
Эксперты считают, что заимствования в евробондах не идут на пользу российской финансовой системе. "Если мы хотим формировать Международный Финансовый Центр, то нельзя делать займы в еврооблигациях. Россия тем самым отвлекаем иностранных инвесторов от внутреннего рынка, интерес к которому, напротив, необходимо поддерживать. Для создания МФЦ нужно больше размещаться на внутренних рынках, причем в рублях", - уверен Евгений Надоршин, главный экономист АФК "Система".
Однако аналитик отмечает, что действия государства отчасти носят вынужденный характер: рынок евробондов сейчас гораздо более выгодный и ликвидный, чем рублевый. Из-за большой волатильности рубля возрастает и рисковая премия на такие займы. Ставка по еврооблигациям "Russia-30", к примеру, составляет 3%, а для аналогичного займа в рублях – 7,5-8%.  Кроме того, на иностранных рынках гораздо легче привлечь крупных инвесторов, российский рынок мог бы просто не вместить в себя размещение в $7 млрд.