Рыночные доли размываются

Негативные тенденции на рынке лизинга в первом полугодии 2013 года только усугубились. Прогнозы участников рынка пессимистичны: спад может продолжиться.

По данным рейтингового агентства РА "Эксперт", в первом полугодии 2013 года объем новых сделок на российском рынке лизинга сократился на 17%. Объем нового бизнеса в январе–июне 2013 года составил 594 млрд рублей. С учетом статистики прошлых лет участники рынка оценивают динамику текущего года как вполне адекватную и предсказуемую. "Не может быть на рынке постоянного роста", — отмечает начальник отдела маркетинга ГК "Балтийский лизинг" Евгений Колесов.

С поезда на самолет

Основной причиной падения стало сокращение сегмента лизинга железнодорожной техники по сравнению с первым полугодием 2012 года с 55 до 34% от общего объема нового бизнеса.
Это падение было компенсировано ростом сегмента лизинга воздушных судов, который в абсолютном выражении вырос в 7 раз, а доля его в объеме нового бизнеса выросла с 2 до 20%. "Специфика этого сегмента такова, что несколько крупных проектов и формируют объем рынка", — отмечает генеральный директор компании "ТрансФин–М" Дмитрий Зотов.
"Несмотря на спад объема продаж автотранспорта, рынок лизинга как легкового, так и коммерческого транспорта показывает положительную динамику, — отмечает Евгений Колесов. — Существенную долю в росте заняли марки премиум–брендов, показавшие рост продаж".

Тяжелая доля

Лидерами рынка лизинга по–прежнему являются государственные компании: "Сбербанк", "ВТБ лизинг", "ТрансФин–М", "ВЭБ–лизинг", ГТЛК и "Газпромбанк лизинг". Однако из–за сокращения объема сделок с грузовыми вагонами их доля снизилась до 40%. Но говорить о переделе рынка пока все же рано.
"Смена лидеров происходит, как правило, за счет подписания сверхкрупных сделок", — отмечает директор компании "Интерлизинг" Михаил Демченко. По мнению заместителя генерального директора "Государственной транспортной лизинговой компании" Владимира Добровольского, сейчас в наиболее выгодных условиях оказались прибанковские лизинговые компании, которые могут себе позволить работать в условиях стремительно падающих ставок удорожания.
Одной из причин размывания долей на рынке стало развитие "фабрик розничных продаж", вызванное уменьшением спроса со стороны крупных и средних клиентов. Но и в этом сегменте активно работают госкомпании.

Ждать не стоит

Основным трендом текущего времени является сильная конкуренция среди лизинговых компаний. Причем ценовая конкуренция имеет все меньшее значение.
Большинство участников рынка прогнозирует, что по итогам 2013 года объем новых сделок сохранится на уровне прошлого года плюс–минус 5%.
"В условиях снижения темпов роста экономики страны значительная часть промышленных предприятий сокращает свои инвестиционные программы, — рассказывает генеральный директор ЗАО "Сбербанк Лизинг" Дмитрий Ерошок, — как следствие, спрос на приобретение новой техники, оборудования и иного имущества уменьшается". Соответственно, такая неопределенность в макроэкономическом плане не внушает большого оптимизма лизинговым компаниям.
"Благодаря отдельным крупным сделкам некоторые негативные тенденции этого года будут не очень заметны", — отмечает Владимир Добровольский.
Но в целом объемы рынка лизинга кардинально будут зависеть от двух факторов: продолжится ли снижение рынка лизинга железнодорожного подвижного состава и продолжится ли рост сегмента авиации.