Уставный суд Петербурга может снова разрешить депутатам напрямую обращаться с запросами к Георгию Полтавченко. Разбирательство началось по инициативе оппозиционных парламентариев. Тема запросов стала больной во взаимоотношениях Смольного и ЗакСа.
С заявлением в Уставный суд Петербурга обратились оппозиционные депутаты из "Яблока" и КПРФ. Их не устраивает новый порядок обращения к городским властям — если раньше любой парламентарий мог напрямую запросить градоначальника по любому интересующему его вопросу, то с лета действует другой порядок.
Автором изменений стал единоросс Сергей Никешин, предложивший, чтобы депутат сначала писал письмо профильному вице-губернатору, и только в случае если ответ будет неудовлетворительным, можно писать еще раз уже губернатору. По его мнению, депутатские запросы стали "мелкими и популистскими". С одной стороны, отчасти Никешин прав: дело доходило до того, что например депутат Андрей Горшечников в прошлом году обращался к Георгию Полтавченко с просьбой законодательно ограничить распространение слухов о конце света. С другой, запросы нередко были эффективным инструментом для получения информации и по важным вопросам.
В первый день заседание продолжалось почти шесть часов. Судьи выслушивали мнения сторон. Как рассказал депутат Александр Кобринский, представлявший заявителей, в ходе дискуссии представители ЗакСа признали, что характер запросов изменился: во-первых, фактически они превратились в жалобы губернатору на нерадивых подчиненных, а во-вторых, они действительно делают невозможным обратиться с запросом по тем вопросам, которые курирует лично губернатор. Например, касающиеся деятельности КГИОП или комитета по правопорядку и законности, которые подчиняются лично губернатору. Или о деятельности самих вице-губернаторов: "Я привел пример — допустим теоретически, я хочу спросить губернатора о возможности отставки правительства. К кому из вице-губернаторов мне обращаться?" — говорит Кобринский. Суд объявил перерыв до 15 октября, следующее заседание, как ожидается, станет заключительным.
Устав Петербурга четко гласит — депутаты вправе обращаться к губернатору Петербурга с депутатским запросом по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов госвласти. А существующий порядок, как убеждены заявители, затрудняет этот порядок и отчасти делает невозможным.
С запросами Смольный боролся чуть ли не с самого начала губернаторства Полтавченко. Сначала депутаты, недовольные тем, что им не отвечают, а если отвечают, то не в положенный семидневный срок, приняли поправки, обязывающие градоначальника отвечать вовремя и по существу. Полтавченко закон не подписал, результатом компромисса стал порядок, предложенный Никешиным. Правда, у парламентариев оставалось право писать запрос напрямую по вопросам обеспечения законности, общественной безопасности, правопорядка, вопросам, касающимся полномочий губернатора Петербурга. Но в июне из закона о порядке рассмотрения запросов исключили и этот абзац.
Сейчас Сергей Никешин написал новые поправки. Он сам столкнулся с тем, что стал получать ответы, подписанные даже не вице-губернаторами, а председателями и зампредами комитетов. Поэтому предложил все-таки обязать подписывать ответы непосредственно адресатов. Вторая идея — вовсе исключить сроки ответа из Устава Петербурга. Третья — дать право писать запросы не только депутатам, но и комитетам и комиссиям ЗакСа.
Многие в ЗакСе считают, что инициатива исключения из Устава сроков ответа на запрос является прямым ответом на обращение группы депутатов в Уставный суд. Эта структура, в последнее время почти не подающая признаков жизни, при Валентине Матвиенко играла значительную роль в политической жизни города. Например, в 2005 году УС признал незаконным существование администрации губернатора, которую возглавлял "правая рука" Матвиенко Виктор Лобко. Грандиозный скандал привел к тому, что УС разогнали, а между Дмитрием Медведевым и Валентиной Матвиенко напрочь испортились отношения — председателем суда был наставник Медведева, декан юрфака СПбГУ Николай Кропачев, ныне уже ректор. Новый состав УС тоже время от времени подбрасывал головной боли властям, например, признав незаконным заочное голосование в ЗакСе. А одним из возможных последствий текущего разбирательства в УС может стать переподчинение "губернаторских" комитетов какому-либо вице-губернатору.