"Деловой Петербург". Хорошо сидим. Как на сломанном стуле

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

 Корреспондент dp.ru Жанна Журавлева - о том, почему провайдерам не выгодно повышать качество связи

Мой рабочий стул имеет скверный характер. Его сиденье падает в самый неподходящий момент. Но, когда я зову нашего завхоза, тот может даже прыгать на стуле — конструкция выдержит все. То же самое происходит у моей коллеги с домашним Интернетом. Он летает, когда приходит мастер. Стоит ремонтнику скрыться за дверью, Интернет падает. Случай с мастером можно списать на всемирный закон подлости. Однако, как бы там ни было, проблемы с Интернетом, равно как и с моим стулом, остаются.
От представителей самых разных телекоммуникационных компаний я не раз слышала, что потребители, мол, зажрались, они уже забыли, как дорого и плохо все было каких–нибудь 5 – 7 лет назад. Но, когда с каждого плаката человеку настойчиво предлагают высокие скорости за умеренную плату, нет ничего странного в том, что он этого ждет.
Один человек, занимавший до недавнего времени кресло директора по развитию крупного провайдера, прямо сказал мне, что "все тарифы со скоростью выше 15 Мбит / с — это только маркетинг". То есть клиенту, по его мнению, скорости выше этой планки не нужны. А следовательно, можно их не поддерживать. Представляю, как бы отреагировали покупатели спортивных авто, если бы узнали, что максимальная скорость их машины — 110 км / час, потому что больше на разваленных российских дорогах все равно не нужно.
В свое время провайдеры выбрали главной приманкой скорость, но обеспечить определенные показатели в часы пик не могут, признается топ–менеджер одного оператора. Поэтому, говорит он, провайдеры перешли с тарифов "от" на тарифы "до". Например, до 20 Мбит / с. По такой логике мой рост — до 180 см.
В тестовом периоде у нас все было отлично, а теперь скорости никакой, жалуются абоненты. И видят в этом коварный замысел операторов. Признаться, трудно поверить в такую многоходовку. Скорее уж в несогласованность работы маркетингового и технического отделов. Маркетологи проведут акцию, наберут абонентов, а технически сеть к ним не готова. Особенно этот эффект заметен, если акция проводилась летом, а осенью вернулись с дач и из отпусков старые абоненты и уронили сеть. Операторы уверяют, что специально могут блокировать только самых прожорливых абонентов, которые берут скорость 100 Мбит / с и круглосуточно раздают тысячу торрент–файлов. Такой абонент обходится оператору примерно в 5 тыс. рублей ежемесячно. "Это как здоровенный боров, который пришел за шведский стол, сожрал 4 кг еды за раз, да еще и остался до вечера", — говорит знакомый технарь.
Понятно, что и сезонные взрывы, и часы пик можно предупредить за счет нового оборудования и дополнительных настроек. Но если операторы будут повышать качество, то рентабельность их сильно упадет, может быть, ниже нуля, откровенничают эксперты рынка. Если бы операторы делали все абсолютно легально и качественно, они бы работали в минус. Как говорится, убегая от льва, не обязательно бежать первым. Главное — не быть последним. Увы.