Полномочия для взятки

Антон Носик рассказывает историю о том, как двух вымогавших взятку сотрудников налоговой задержали с поличным и благодаря чему они вот-вот выйдут на свободу.

Сегодня Гагаринский суд вынес приговор двум оборотням в погонах: налоговику Рувинову и полицейскому Балабанову.
Они вымогали взятку у главы движения "Бизнес Солидарность" Яны Яковлевой за то, чтобы не создавать проблем ее компании по результатам налоговой проверки. Проверка не выявила в компании никаких нарушений, но за отражение этого факта в отчете преступники потребовали несколько миллионов рублей взятки. Яковлева обратилась в органы, оборотней задержали с поличным при получении 3,5 млн рублей.
А дальше вся наша "правоохранительная" система принялась героически отмазывать оборотней от ответственности. По ходу следствия из формулы обвинения у обоих фигурантов волшебным образом исчезло слово "взятка". Следователь Агаджанян мудро рассудил: раз в компании не было нарушений, то угроза нарисовать их в отчете налоговой проверки была не вымогательством взятки, а всего лишь мошенничеством (ст. 159 УК РФ, подходящая для предпринимательской амнистии). То есть отягчающее вину обстоятельство путем нехитрой манипуляции превратилось в облегчающее. Дальше к отмазыванию оборотней подключился Гагаринский райсуд в лице судьи Алишера Ларина. Несмотря на то, что подсудимые на протяжении следствия слали потерпевшей СМС с угрозами, судья при вынесении приговора счел возможным учесть их "раскаяние" и "активное содействие следствию". А ходатайство потерпевшей о предоставлении защиты в связи с угрозами со стороны подсудимых судья Ларин просто оставил без внимания.
В тех самых СМС оборотни как раз сообщали Яне Яковлевой, что им удалось решить проблему с прокуратурой и судом, так что скоро они выйдут на свободу, встретятся со своей несостоявшейся жертвой, и "каждый получит по заслугам". До сегодняшнего дня можно было предполагать, что это глупая бравада, но после решения Гагаринского суда сомнений не остается: оборотни действительно решили все свои проблемы, и скоро выйдут на свободу.
Резонно поинтересоваться, в какую сумму обошлась оборотням братская помощь следователя Левона Агаджаняна и судьи Алишера Ларина в "решении проблемы". Но беда состоит в том, что коррупционная составляющая тут даже не обязательна. Просто в братстве оборотней, охватывающем и суды, и прокуратуру, и следственный комитет, очень сильны традиции взаимовыручки. С вымогательством взяток российские предприниматели сталкиваются ежедневно, жаловаться на эту практику осмеливается лишь ничтожный процент — но почти в каждом случае, когда такое дело доходит до суда, реальное вымогательство взятки волшебно переквалифицируется в "покушение на мошенничество", всегда с одним и тем же объяснением, что вымогатель не имел полномочий исполнить обещанное за взятку. Даже если это в каких-то случаях может оказаться правдой, цель юридического маневра — отнюдь не в установлении справедливости. Когда вымогательство взятки переквалифицируют на мошенничество, из формулы обвинения исчезает такое отягчающее вину обстоятельство, как использование должностного положения. А с какой бы стати кто-то стал платить взятку, если бы оборотень, который ее вымогает, был не при должности?!
Другие комментарии экспертов и блогеров читайте на сайте "Делового журнала"