Комитет по транспорту потерял возможность штрафовать легальных перевозчиков за ненадлежащее качество услуг. Чтобы найти рычаг воздействия на перевозчиков, придется выходить с законодательной инициативой в Госдуму.
Пассажирские перевозчики, уличенные в результате проверок комитета по транспорту в различных нарушениях (например, использующие неисправные автобусы), смогли в суде оспорить предъявленные им штрафы на миллионы рублей. И последующее их взыскание также ни к чему не приведет. У властей практически отсутствует такой рычаг воздействия на перевозчиков, и, чтобы изменить ситуацию, им придется выходить с законодательной инициативой в Госдуму РФ. Попытка регулировать рынок городским законом или договорными отношениями провалилась на корню.
Первые победы
В 2010 году Законодательное собрание Петербурга приняло поправки к закону "Об административных правонарушениях СПб", согласно которым была установлена административная ответственность автоперевозчиков за перевозки вне установленных городом маршрутов, а также за перевозку без договора с городом или за нарушение условий этого договора. Были установлены штрафы: 30 – 50 тыс. рублей для должностных лиц и 100 – 200 тыс. для юрлиц за каждое такое правонарушение.
После этого городские власти стали активно применять новую статью. В первую очередь под удар попали нелегальные перевозчики, действовавшие без договоров с городом. Против них закон работал безупречно: только за 2012 год с них было взыскано штрафов на 23 млн рублей. Между тем попытка теми же средствами стимулировать легальных перевозчиков держать качество услуг населению на требуемом уровне провалилась.
Чиновники комитета по транспорту попытались облегчить себе жизнь: вместо того чтобы, проверяя операторов маршруток, заводить административное дело за каждое правонарушение, они суммировали нарушения от одной фирмы за месяц и заводили одно дело по всем фактам "оптом". Так, по данным статистики самого комитета, за 8 месяцев 2013 года 90 ревизоров комитета провели 240 проверок, проверили 2015 автомашин, по итогам чего возбудили лишь 42 административных дела. Затем в арбитражном суде власти подавали иск к компании о взыскании в пользу комитета всей суммы — от 120 тыс. до 4 млн рублей. Всего на сегодня было подано 12 таких "оптовых" исков (см. "Справку").
В июне–июле 2012 года чиновникам удалось выиграть два первых суда: с "Третьего парка" было взыскано 300 тыс. рублей, с "Питеравто" — 325 тыс. Затем комитет подал и новые иски к этим компаниям. Между тем ОАО "Третий парк" в декабре 2012 года удалось в городском суде Петербурга признать недействительными оба пункта ст. 42 городского закона об административных правонарушениях: пункт, запрещающий перевозчикам работать вне отведенных маршрутов, суд признал частью лицензионного законодательства, находящегося в юрисдикции федеральных властей. Второй пункт признан незаконным в части привлечения к ответственности за нарушение условий договора с городом: договор с городом не является городским законом, и административный штраф за него взимать нельзя по определению. Затем в апреле 2013 года это решение было оставлено без изменений Верховным судом РФ.
Бесполезные штрафы
Потеряв возможность штрафовать за нарушение условий договоров, комитет по транспорту стал апеллировать к условиям этих самых договоров, которые предусматривали штрафные санкции: 10 тыс. рублей за первое и 25 тыс. за последующие правонарушения.
Однако в августе 2013 года 13–й арбитражный апелляционный суд отказал комитету во втором иске к "Питеравто", а в начале сентября — к "Третьему парку". А на прошлой неделе уже суд первой инстанции по аналогии отказал комитету в остальных исках. Сейчас на рассмотрении находятся еще четыре дела, но и их судьба, похоже, уже решена. Как постановил суд, комитет не имел права прописывать в договорах с перевозчиками их ответственность в интересах неограниченного круга лиц (всех пассажиров), так как это зона административного права.
Как сообщили в комитете по транспорту, инспекторы ГУ "Организатор перевозок" продолжают работу по взысканию штрафов с перевозчиков за нарушение договоров. Решения арбитражного суда, считают в комитете, вынесены в отношении конкретных перевозчиков и регулируют правоотношения сторон в рамках договоров, поэтому они не распространяют свое действие на все заключенные с перевозчиками договоры.
По мнению эксперта, адвоката Ирины Ивановой, у городских властей есть два пути: либо в городском законе четко прописать все возможные нарушения, которые сейчас вписаны в договоры с перевозчиками, либо выйти с законодательной инициативой в Госдуму и добиться соответствующих изменений (повышения штрафов) в федеральное законодательство.
Справка
Общие суммы исков к перевозчикам
> "Третий парк" — 4,3 млн рублей
> "Питеравто" — 1,8 млн рублей
> "Барс2" — 75 тыс.
> АТП–31 — 59 тыс.
> "Автолайн" — 50 тыс.
“
В федеральном законодательстве действительно нет тех положений, которые могли бы заставить перевозчиков соблюдать требования городских властей. Региональное же законодательство не может подменять собой федеральное. Но проблема давно назрела, и нам никто не мешает инициировать изменение федерального законодательства. Сейчас мы ждем, что комитет по транспорту обратится к нам хоть с какой–то заготовкой, основанной на практике, которую мы можем использовать для написания эффективного, толкового закона, или выйти с грамотной законодательной инициативой в Госдуму.
Алексей Талин
депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель комиссии по транспортному комплексу