Офисный обед: за и против

Сотрудники бизнес–центров вновь возвращаются в кафе, столовые и рестораны поблизости от рабочего места. Но этот бизнес по–прежнему считается рисковым.

По оценке экспертов рынка общепита, практически все рестораны и кафе при городских бизнес–центрах открыты сторонними операторами — владельцы и управляющие такой недвижимостью компании берутся за такие проекты неохотно.
"Это и понятно, так как при кажущейся простоте этот бизнес по–прежнему таит в себе не очевидные с первого взгляда недостатки, нужен опыт. Шансов погореть еще больше, чем при открытии заведений за пределами бизнес–центра", — рассуждает генеральный директор УК Skyrest Group Александр Затуливетров.

Минусы

Первоначально привлекательной работа при бизнес–центре кажется за счет дешевизны открытия — все необходимые коммуникации, как правило, уже подведены, не нужно искать дополнительные энергомощности. "В некоторых случаях арендаторам не требуется делать ремонт и покупать оборудование для кухни", — говорит Александр Затуливетров. По приблизительной оценке участников рынка, за счет этого можно сэкономить на открытии от 50% средств, если сравнивать с кафе, столовой или рестораном, расположенным в любом другом месте.
Но при этом, как отмечают в компании Sodexo, которая открыла корпоративные рестораны при четырех городских бизнес–центрах, стоимость аренды для операторов общепита практически не отличается от арендных ставок на офисные помещений. "Хотя корпоративное питание в бизнес–центрах — это своего рода социальная инфраструктура, но скидку на это сегодня на рынке делать не принято", — отмечает региональный директор Sodexo по СПб и Северо–Западу Любовь Корнеева.
Слабое место любой точки общепита при офисах — неравномерность потока посетителей. "В течение рабочего дня буквально то густо, то пусто. Считаю, что до 12 часов дня дня работать нерентабельно — к завтракам петебуржцы по–прежнему не привыкли. Первые клиенты появляются ближе к часу дня", — говорит Кадрина Айситулина, директор Института ресторанных технологий.
"Если в среднем в городских центрах работает по 1 – 2 тыс. человек, то столовую с полноценным производством имеет смысл открывать, если планируется ежедневно обслуживать от 200 человек в день", — говорит генеральный директор компании "Обедов" Роман Елистратов, который занимается обслуживанием корпоративных столовых при заводах.
По оценке Кадрины Айситулиной, живучесть заведения во многом определятся тем, удастся ли получить посетителей вечером и по выходным. Для этого помимо центра притяжения в виде магазинов или станции метро такому заведению необходим отдельный вход с улицы.

Снова готовы

В среднем офисный сотрудник бизнес–центра классов A и B в настоящее время готов тратить на обед 180 – 300 рублей, говорят эксперты.
"Спрос снова возродился — офисные работники, перешедшие на домашнюю еду из баночек пару лет назад, вновь готовы обедать в кафе", — заключила Кадрина Айситулина.
Отличие ресторана от места корпоративного питания не только в ценах и концептуальном оформлении, но и в технологии приготовления пищи. Когда в день проходит несколько сотен человек, невозможно подавать еду "из–под ножа". Необходимо учитывать, что, во–первых, для обеспечения корпоративного питания необходима большая площадь и немалое количество персонала. Во–вторых, для приготовления пищи приходится использовать специфическое оборудование. В–третьих, сама еда — многие привычные ресторанные блюда не подходят для раздачи, точнее, многие ингредиенты для нее не подходят, например клейкие соусы. Основная проблема отрасли в том, что многие управляющие компании не созрели еще для понимания простой истины — для организации качественного питания на территории бизнес–центров необходимы усилия всех сторон, а попытка оставить с этой проблемой ресторан один на один, поставив во главу угла лишь желание установить максимальную арендную ставку, приведет лишь к ухудшению качества оказываемой услуги.
Валерий Кудряшов
ресторатор, владелец сети Casual Cafe