Печать на все три стороны

Рынок трехмерной печати переживает рост. Этому способствует резкое снижение цен на некогда дорогостоящие 3D–принтеры. Закрепиться на перспективном рынке стремятся и российские производители техники.

Мировой рынок 3D–принтеров вступил в фазу бурного роста. Уже к 2016 г., по оценке Wohlers Associates, он достигнет $3,1 млрд, а к 2020 г. — $5,2 млрд. Это происходит из–за резкого снижения цен на устройства, вызванного завершением срока действия ряда патентов в области трехмерной печати. Тем временем среди производителей устройств для трехмерной печати появляются и российские.

Путь к массам

Технология трехмерной печати, которая позволяет послойно создавать различные объемные детали из различных материалов, от пластика до стволовых клеток, появилась еще в 1980–х гг. Долгое время она была доступна лишь крупным производителям, так как цена одного устройства начиналась от нескольких десятков тысяч долларов.
Постепенное исчезновение патентных барьеров привело к тому, что на рынке начали появляться устройства, доступные и рядовым потребителями. Этот процесс ускорили энтузиасты, которые стали разрабатывать наборы для самостоятельной сборки 3D–принтеров. В результате самые дешевые устройства потребительского класса сейчас доступны на рынке по цене от $500 до $3500. Они могут заинтересовать в основном художников, дизайнеров и изобретателей. Печатают такие 3D–принтеры очень медленно, послойно сплавливая специальную пластиковую ленту. Пользоваться ими сравнительно просто, но на высокую точность воспроизведения рассчитывать не стоит. Более серьезные устройства персонального класса можно купить по цене от $7 тыс. до $40 тыс. Чаще всего это уменьшенные копии профессиональных принтеров от крупных производителей. От потребительских принтеров они отличаются более высоким качеством и точностью печати. Такие устройства могут заинтересовать представителей малого бизнеса, которым периодически необходимо что–нибудь распечатать в объеме.
Профессиональные принтеры от $30 тыс. до $750 тыс. могут заинтересовать компании с постоянной потребностью в трехмерной печати. Они отличаются большими размерами, примерно с холодильник, высокой точностью изготовления деталей, но сложностью в обращении. Самый дорогой класс принтеров — производственный. Эти агрегаты стоят от $300 тыс. до $1 млн и позволяют создавать высокоточные детали в промышленных масштабах из самых разных материалов, вплоть до титана. На таких принтерах, в частности, в корпорации General Electric производят детали для авиационных двигателей.

Россия, вперед!

Сложившаяся система классов, впрочем, может вскоре претерпеть существенные изменения. В 2014 г. истекает срок действия патента на технологию "выборочного лазерного спекания", которая сейчас используется только в дорогостоящих профессиональных устройствах. Аналитики уже предрекают появление большого количества дешевых китайских устройств, использующих технологию. Этому будут способствовать инвестиции правительства КНР в 10 исследовательских центров в области 3D–печати на общую сумму $32 млн.
Впрочем, производство 3D–принтеров осваивают уже и российские производители. Правда, пока успеха на этом поприще смогла добиться лишь одна компания — зеленоградское СКБ "Кипарис" (работает под брендом Picaso 3D). Два года назад компания наладила производство собственных принтеров Picaso 3D Builder, получив от "РОСНАНО" грант в размере 1,2 млн рублей. Компания продает устройства персонального класса по цене от 65 тыс. до 80 тыс. рублей. Picaso 3D уже обзавелась сетью дистрибьюторов как в России, так и на Украине и вышла на самоокупаемость. "Эти принтеры сейчас одни из самых популярных в своем классе, они дешевле американских и при этом обладают хорошей русскоязычной поддержкой", — рассказал учредитель компании — поставщика решений в сфере трехмерной печатиTechno3D Алексей Меркулов (г. Пятигорск).
Также в России распространяется практика сборки собственных модификаций 3D–принтеров на основе общедоступных конструкторов, В частности, подобные устройства под брендом "Хамелеон" производит нижнетагильское ООО "Центр информационных технологий" (37,5 тыс. рублей), а также курская компания Maket–City (44 тыс. рублей). Впрочем, такого успеха, как у зеленоградцев, добиться им пока не удалось. Как признается учредитель Maket–City Павел Пирогов, его компания зарабатывает в основном на создании макетов. Принтеры же он собирает на заказ, скорее, в рамках хобби. "Не все потребители еще знают, для чего нужны 3D–принтеры, и даже если их приобретают, то исключительно, чтобы поиграться", — рассказал Павел Пирогов. Кроме того, по его словам, в России пока не развит рынок расходных материалов. Но он уверен, что рано или поздно ситуация изменится, а потому не исключает, что его хобби все–таки перерастет в бизнес.