"Деловой Петербург". Подземная борьба

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Россия, Санкт-Петербург. Рабочий обход строящихся станций метрополитена "Бухарестская" и "Международная". На снимке: Генеральный директор ОАО «Метрострой», Почетный гражданин Санкт-Петербурга Вадим Александров

Рекордные объемы финансирования строительства метро в Петербурге привлекают московских игроков, которые не прочь составить конкуренцию местному монополисту — ОАО "Метрострой". В ближайшие семь лет планируется освоить 150 млрд рублей.

На строительство метро в Петербурге до 2020 года будут направлены беспрецедентно большие деньги. Бюджет строительства полутора десятков станций, запланированных к вводу в этот период, оценивается в 150 млрд рублей. Не исключено, что помимо петербургского "Метростроя" в борьбу за эти деньги включатся крупные московские компании.

Деньги на метро

В проекте бюджета Петербурга на 2014–2016 годы на строительство метро заложено 73 млрд рублей. Плюс 12,5 млрд рублей добавит федеральная казна. Получается в среднем по 28 млрд в год. Смольный намерен удержать такие темпы до 2020 года. За это время будет построено полтора десятка новых станций. До сих пор метростроевцы о такой щедрости и не мечтали. Например, бюджет подземки на 2013 год составил лишь 11 млрд рублей, а в 2015 году предполагалось выделить 17 млрд.
Однако с назначением на место министра транспорта РФ выходца из Смольного Максима Соколова город стал охотнее тратить деньги на метро — видимо, в расчете на будущие субсидии из федерального бюджета. Развитие метрополитена отстает от генплана Петербурга на 20 лет, за весь постсоветский период в городе было введено всего 13 станций.

Сами справимся

Монополист в метростроении Петербурга компания "Метрострой" уверяет, что деньги на развитие подземки освоит без посторонней помощи. "У нас для этого есть все необходимые технические и кадровые ресурсы", — говорит генеральный директор "Метростроя" Вадим Александров. По его словам, проблема в другом: "Под эту программу пока нет ни одного прошедшего экспертизу проекта. Единственный проект Фрунзенской линии до станции "Южная" находится второй год в экспертизе".
Вадим Александров добавил, что конкуренции со стороны других компаний не боится. "Все строители метрополитена в стране — своего рода братство, объединенное в Тоннельную ассоциацию России (ТАР). Мы никогда не переходили дорогу друг другу и помогаем", — говорит он.
Куда опаснее конкуренции, по мнению Вадима Александрова, появление на рынке фирм, нигде и ничем не зарекомендовавших себя, но считающих, что они все могут.
"Петербург уже пострадал однажды, когда фирма "Флора" путем демпинга выиграла тендер на тоннели под "американскими мостами", получила аванс, ничего не сделала и сорвала на 3 года окончание работ", — напоминает он.

Ближе к пирогу

Участники рынка не исключают, что беспрецедентные объемы финансирования петербургского метро привлекут компании из других регионов, в частности из Москвы, а также инфраструктурные подразделения крупных федеральных холдингов, которым идея пополнить портфель новым бизнесом с госконтрактами может показаться привлекательной.
Достаточно вспомнить, что 2 года назад структуры Аркадия Ротенберга, которые сейчас прокладывают скоростную трассу Москва — Петербург, предлагали столице услуги по строительству и метрополитена. Правда, дальше переговоров пока дело не пошло.
А вчера впервые в конкурсе на строительство метро оказалось больше одного участника: заявку на инженерную подготовку территории в районе "Спортивной–2" кроме "Метростроя" подала компания "Навигатор–СБС", которая, по данным СПАРК, принадлежит родственникам бывшего вице–губернатора Петербурга Олега Виролайнена. Она в итоге тендер проиграла. Но прецедент создан.

Столичные гости

Эксперты ТАР полагают, что ажиотажного интереса петербургская программа метростроения у московских компаний не вызовет. Бюджет строительства метро в столице до 2020 года составляет 1 трлн рублей, и работы у московских метростроителей невпроворот. Чтобы ускорить работы, строительство ведется без конкурсов. На рынок выходят даже некрупные и непрофильные игроки.
Кроме того, петербургское метро имеет свои особенности — в городе сложные грунты, метрополитен залегает очень глубоко. А "Метрострой" обладает большим опытом работы в этих условиях. Аналитики говорят, что технически предстоящий этап развития метрополитена сложным не будет. "Речь идет о станциях неглубокого залегания или наземных станциях", — поясняет начальник аналитического отдела банка "БФА" Денис Демин.
Но из реакции опрошенных dp.ru столичных застройщиков следует, что никто из них от потенциальных госконтрактов отмахиваться не намерен. В пресс–службе лидера столичного метростроения компании "Мосметрострой" (за 80 лет работы построила 300 км подземных тоннелей и 80 станций) сообщили, что не исключают своего участия в тендерах в Петербурге: "Если такой конкурс будет, мы рассмотрим возможность участия в нем на общих основаниях".
"Мы тоже готовы участвовать в программе строительства петербургского метрополитена и транспортной инфраструктуры города", — говорит генеральный директор компании "Трансстрой" Игорь Панкин.
Сам петербургский "Метрострой", впрочем, уступать местные контракты пришельцам не собирается. Аналитик УК "СОЛИД Менеджмент" Ирина Ступакова напоминает, что недавно компания отказалась от участия в тендере на контракт по строительству новых участков метрополитена в Москве стоимостью почти 0,5 трлн рублей. "По всей видимости, руководство "Метростроя" хочет сосредоточиться на строительстве в Петербурге и не пустить сюда конкурентов из Москвы", — считает она.

Благотворное влияние

Побочным эффектом развития сети подземки в городе станет активизация сопутствующих бизнесов: производства стройматериалов, подвижного состава метро, строительство жилья и коммерческой недвижимости.
"Появление новых станций положительно влияет на стоимость недвижимости, так как делает прилегающие к метро территории более доступными, стимулируя их развитие. В среднем стоимость жилья вырастает на 10–15%, а арендные ставки коммерческой недвижимости — на 15–20%", — говорит Лев Гниденко, генеральный директор ЗАО "Ойкумена".
Пример благотворного влияния метро на окружающие территории — зона вокруг станции "Парнас". "С момента ее ввода в 2006 году рядом вырос новый жилой район — Северная долина, областные территории активно застраиваются коттеджными поселками, поблизости появились новые предприятия", — говорят эксперты АРИН.
Аналогично складывалась ситуация вокруг станции метро "Девяткино", где в ближайшие 10 лет будет построено 5 млн м2 жилья.
Не уверен, что кто–то из крупных метростроителей Москвы отправится осваивать рынок Петербурга. Дело в том, что в столице дел сейчас невпроворот: до 2020 года нужно построить 75 новых станций, увеличив протяженность метро на 155 км (общая протяженность метрополитена Москвы увеличится до 451 км, а количество станций — до 252). В Москве сейчас сосредоточены основные силы тоннелестроителей страны, и они полностью загружены. Уверен, что "Метрострой Петербурга" справится с развитием сети города без посторонней помощи. А если у них останутся силы — милости просим в столицу.
Владимир Внутских
ученый секретарь Тоннельной ассоциации России
Деньги в метро вложат, конечно, большие. Но освоят их, судя по всему, близкие к "Метрострою" структуры.Не думаю, что небольших игроков рынка допустят к пирогу. Возьмите то же строительство ЗСД — материалы на этот объект поставляют четыре–пять фирм, хотя многие надеялись, что смогут там заработать. Чтобы вписаться в проект, нужно пройти аккредитацию дорожно–транспортного комитета, а до этого — подтвердить качество своего бетона в лаборатории института "Стройпроект". Вот на этом этапе все обычно и отсеиваются. Если все делать, как требует лаборатория, будешь работать себе в минус.
Андрей Мукосеев
коммерческий директор ЗАО "Экопром"
Столичным метростроителям вполне хватает Московского метрополитена, который в ближайшие годы также значительно ускорит темпы строительства. Исключать участие в строительстве петербургской подземки таких компаний, как "Московский метрострой", нельзя. Но, скорее всего, 75% выделенных на эти цели средств освоят все–таки петербургские компании. В числе выгодополучателей помимо петербургского "Метростроя" я бы выделила подразделение "Трансмашхолдинга" — Октябрьский электровагоноремонтный завод, поскольку потребность в новом подвижном составе непременно приведет к новым заказам на вагоны.
Ирина Ступакова
аналитик УК "СОЛИД Менеджмент"