"Золотой Софит" указал на "Ревизора"

В понедельник в Александринском театре состоялась торжественная церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит".

В понедельник в Александринском театре состоялась торжественная церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит".<BR>Режиссером праздничного мероприятия на сей раз стал Александр Галибин (это его дебют в этой роли на сцене Александринки), а автором сценария числился драматург Вячеслав Вербин. Нельзя сказать, что подобных провалов бывшая Императорская сцена не знала -- всякое случалось. Церемонии "Софита" обычно делаются наспех, из подручных средств, и проходят очень скучно. Нынешняя не стала исключением. Впрочем, вербинские претензии на остроумие (почему-то с уклоном в морскую тематику) вкупе с галибинской ложной многозначительностью придали мероприятию некоторый оттенок провинциального своеобразия.<BR><BR>Спектакли большие...<BR>Церемония "Золотого Софита" -- не столько праздник для театральной элиты, сколько важное техническое мероприятие сезона. Всю его суть (необходимую и достаточную) составляют имена новых лауреатов, победителей конкурса. И если отбор номинантов экспертным советом часто вызывает не только сомнения, но и недоумение, то уже который год подряд решение жюри выглядит практически безупречным.<BR>В разделе драматических театров лучшим спектаклем большой формы назван "Ревизор" Александринского театра в постановке Валерия Фокина. Постановщик не ограничился заклинаниями, связанными с именем Всеволода Мейерхольда, -- попробовал применить некоторые режиссерские заветы великого мастера на практике. "Ревизор" получился "злой шуткой" -- неглупой, энергичной и концептуально несмешной. С ироничной музыкой Леонида Десятникова, постмодернистским оформлением Александра Боровского (художник получил "Золотой Софит" за лучшую сценографию) и с собственным маленьким дьяволом -- Хлестаковым (в исполнении Алексея Девотченко). Городничего тонко и презабавно сыграл Сергей Паршин, удостоенный "Софита" за лучшую мужскую роль.<BR>Второй "Софит" в мужской номинации (неожиданно учрежденный взволнованным номинационным советом) достался актеру Сергею Мигицко за роль Фредерика Леметра в спектакле Театра имени Ленсовета "Фредерик, или Бульвар преступлений" в постановке Владислава Пази. Это очень средняя мелодрама из жизни парижской театральной богемы начала XIX века, поставленная пышно, сентиментально и безвкусно, но актеры, как известно, играют актеров на совершенно особенном эмоциональном градусе, отчего даже их актерские штампы иногда смотрятся обаятельно. Как в случае с Мигицко-Леметром.<BR>Лучшим режиссером города в который раз назван Лев Додин. Это теорема, ставшая аксиомой. На сей раз для ее подтверждения был необходим чеховский "Дядя Ваня", поставленный Додиным в МДТ. "Софита" за лучшую женскую роль была удостоена молодая актриса Ксения Раппопорт, сыгравшая Елену Андреевну. Давно не было в городе актрисы, в чьей судьбе столь счастливо соединялись бы талант, женская красота и всеобщее признание. На ее Елену действительно стоит посмотреть.<BR><BR><B>...и маленькие</B><BR>"Золотым Софитом" за лучший спектакль на малой сцене была награждена "Бесприданница" Экспериментальной сцены "Балтийского дома" под руководством Анатолия Праудина. В этой блестящей работе Праудин наотрез отказался от мелодраматизма, который успел намертво прилипнуть к восхитительной пьесе Островского, и рассказал эту историю жестко, парадоксально и гомерически смешно, вскрыв в пьесе неожиданные смысловые пласты.<BR>Вне конкурсного почетного "Золотого Софита" "за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру" был удостоен режиссер и педагог Зиновий Корогодский. Зал приветствовал З.Я. стоя. Престиж премии -- в таких награждениях.