"Деловой Петербург". Без вина виноватый

Автор фото: Вдовин Сергей

Компании "Ротонда" запретили ввозить в Россию испанское вино Terra Nostra, так как на рынке уже присутствует одноименный итальянский напиток.

Российское законодательство, направленное на пресечение ввоза контрафакта, бьет по иностранным производителям легальной продукции.
Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области запретил петербургскому импортеру алкогольной продукции ООО "Ротонда" ввозить и продавать в России вино Terra Nostra испанского винного дома Roqueta Origen Comercial S. L.
Этого добилось московское ООО "Интел", несколько лет назад зарегистрировавшее права на название Terra Nostra. Согласно СПАРК, компания через кипрский офшор "Котер Юнайтед Брендс ЛТД" связана с крупным российским импортером алкоголя "Русьимпортом", который продает одноименное вино, но не испанского, а итальянского розлива.
"Эта ситуация совершенно не этична, — возмущен представитель Roqueta Origen сеньор Карлос Ромеро. — Нам непонятно, почему какая–то фирма из Москвы имеет право заблокировать поставки нашего товара". По его словам, в Европе его компания с подобными проблемами не сталкивалась.

Под одной крышей

Петербургское ООО "Ротонда" — один из крупнейших поставщиков продуктов питания, алкоголя и кормов для животных в России. Обороты компании в 2012 году составили 1,1 млрд рублей. Согласно СПАРК, компанией владеет Фуад Назим Дадашев.
В 2011 году компания ввезла на территорию России партию испанского вина Terra Nostra, которое поступило в федеральную продуктовую сеть "Монетка".
Но в России у этой торговой марки нашелся правообладатель — московское ООО "Интел", принадлежащее офшору "Котер Юнайтед Брендс ЛТД".
Сама компания ввозом либо производством вина не занимается. Но по ее разрешению вино с названием Terra Nostra, хотя сделанное уже в Италии, ввозит импортер алкоголя в стране — ООО "Торговый дом "Русьимпорт".
Согласно СПАРК, компания принадлежит кипрскому офшору "Нью Лайфстайл Энтерпрайзис ЛТД". Участники рынка связывают ее с предпринимателем Александром Мамедовым. Обороты компании в 2012 году составили 1,2 млрд рублей.
На "Интел" зарегистрированы и другие марки импортного и зарубежного алкоголя, которыми торгует "Русьимпорт". Кроме того, у компаний общие номера телефонов, но их представители связь между юрлицами отрицают.

Без разрешения нельзя

В феврале 2013 года "Интел" обратился в суд, чтобы запретить оборот испанского вина спорной марки на территории России. В августе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти это требование удовлетворил, признал вино контрафактным, а заодно оштрафовал "Ротонду" на 3 млн, а "Монетку" на 0,5 млн рублей.
"Ротонда" планирует оспорить решение. "Это первый случай в нашей компании. Нас поражает, что в России к контрафакту так просто можно приравнять абсолютно легальный продукт", — рассказала представитель компании Виктория Кожушко.
В "Интеле" в своей правоте не сомневаются. "Если вино с подобным названием известно лишь на территории одной страны, это не создает препятствия для регистрации подобной торговой марки на территории России", — считает представитель компании Алина Пигарева.
Впрочем, как отмечают эксперты, в редких случаях суды все же переступают через интересы правообладателей.
"На моей практике был случай, когда суд разрешил использовать товарный знак, сходный с зарегистрированным по написанию, но отличный по цветовой гамме", — рассказал вице–президент Ассоциации патентоведов Петербурга Валерий Мордвинов.