"Деловой Петербург". В центре введут плату за постой

Автор фото: Тихонов Михаил

На заседании градостроительного совета представили новую концепцию парковочного пространства Петербурга. В ее основе  — организация платных парковок. Городские власти надеются таким образом увеличить поступления в бюджет.

В пятницу на градостроительном совете впервые была представлена концепция единого парковочного пространства Петербурга. Разработать этот документ весной поручил губернатор Георгий Полтавченко. Концепция строится на введении платных парковок, к строительству которых Смольный надеется привлечь частных инвесторов.

План "Перехват"

Важной частью концепции является сеть перехватывающих парковок. Первое кольцо из них должно появиться вокруг центра, второе — вдоль КАД и третье — в крупных населенных пунктах в пригородных зонах (в Пушкине, Павловске, Красном Селе и т. п.). Предполагается, что после реализации концепции в городе будет функционировать 47 перехватывающих стоянок, способных вместить 42 тыс. автомобилей. Пока таких парковок только девять.
В пригородных зонах автомобили можно будет оставлять на открытых стоянках, в зоне жилой застройки за Обводным каналом и до КАД будут созданы подземные, полуподземные и многоэтажные паркинги. В центре могут появиться подземные стоянки под площадями и улицами, а также многоэтажные парковки, расположенные в реконструированных зданиях.
Центральной зоне Петербурга в концепции уделено самое большое внимание, что не удивительно — именно здесь с парковкой самые большие проблемы. Решить их собираются путем введения платы за парковку. В дальнейшем эта схема может распространиться и на другие районы.
"Платные парковки — это мировой опыт, и мы в любом случае к этому придем. Если мы сегодня не начнем работать, то в ближайшее время получим коллапс. В центре он уже существует, — констатировал вице–губернатор Петербурга Марат Оганесян. — Сегодня человек, покупая машину, должен понимать, что дальнейшее ее содержание — это не только покупка бензина или ее ремонт, но и плата за парковку, даже за место возле своего дома, хоть в этом случае и могут быть преференции".
В концепции предлагается два сценария развития платных парковок. Первый из них — зональная схема, по которой плату за парковку постепенно введут на всей территории центра — от окрестностей Невского пр. и Садовой ул. до Обводного канала и половины Петроградской стороны и Васильевского острова.
Второй вариант — очаговое размещение платных парковок у станций метро. Его сразу же раскритиковали. "Московский опыт показал, что очаговая схема — это не очень хороший путь: автомобили будут забивать соседние улицы", — предположил директор Центра транспортного планирования Роман Тертерян. Архитектор Сергей Орешкин предложил развивать обе схемы.

На основе ГЧП

Напомним, что создание перехватывающих парковок в Смольном обсуждают с 2005 года. В 2013 году на реализацию этой программы выделено 84 млн рублей, но пока они не освоены. "Сейчас на парковки в центре нет спроса, поэтому нет и инвесторов, они просто не понимают, в чем тут бизнес, но если мы запустим механизм платных парковок, то придут и инвесторы", — говорит глава КГА Олег Рыбин.
Первым шагом на пути привлечения инвесторов, по словам Марата Оганесяна, должно стать принятие регионального закона, который определит места парковок и размер платы за них. "На основании этого закона будет разработана городская программа размещения паркингов. Приняв этот закон и имея тарифный план, мы, безусловно, привлечем инвесторов". По подсчетам вице–губернатора, себестоимость строительства одного машино–места составляет в спальных районах около 40 тыс. рублей, а в центральных может превышать 500 тыс. рублей. Если исходить из этих расчетов, то реализация программы создания паркингов обойдется минимум в 1,68 млрд рублей.
Руководство города надеется путем введения платных парковок не только решить транспортные проблемы, но и увеличить поступления в бюджет.
"Для бюджета любого европейского города парковки дают от 5 до 7%, а у нас пока ноль", — посетовал на заседании градсовета вице–губернатор Сергей Вязалов.
Сроки создания законов, программы и введения платных парковок представители администрации пока называть отказываются, ссылаясь на то, что пока обсуждается только возможность всего этого.
Я очень доволен, что мы не дождались полного коллапса и начали говорить об этом. Сегодня, мне кажется, впервые заявлена некая политическая воля или, по крайней мере, желание ввести зоны платной парковки. Теперь необходимо определить временные параметры, это даже важнее определения тарифов. Для бизнеса временные параметры необходимы, они послужат ориентирами. Сейчас стандартна ситуация, когда в элитном доме проектируется 200 машино–мест, а потом они превращаются в 70 или даже 50. Логика бизнесменов понятна — места не покупают. Эту логику переломить можно только через деньги.
Никита Явейн
руководитель архитектурного бюро "Студия–44"
Прежде чем начать работать большевистскими методами — запрещать, брать деньги, нужно сначала что–то сделать для людей. Количество машин за последние годы выросло в разы. А количество станций метро? Нет. Так что перед тем, как брать деньги, как в Лондоне, самом богатом, наверное, городе мира на душу населения, надо сначала сделать такую же разветвленную сеть метро, как там. Также необходимо восстановление автобусного движения, потому что сейчас только маршрутки по ухабам ездят. Пока еще не исчерпаны все ресурсы, чтобы навести порядок, введение платных парковок мне кажется преждевременным.
Евгений Герасимов
руководитель архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры"